Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Герт Валентин Владимирович (05.04.1938):
    все материалы
    1. Воспоминания первого заведующего производством БМРТ "Браслав" В. В. Герта
    годы:
    «.» 1945 - 1991 гг.
     
    1956 год
    Начальник Главкамчатрыбпрома Ваняев - выпускник Астрыбвтуза - предложил работникам ГПРК направить группу выпускников десятых классов для обучения в Астрыбвтуз, согласовав этот вопрос с его ректором П. И. Куликовым, с условием, что выпускники института возвратятся на Камчатку. Таким образом, группа около 35 человек (точно не помню) после окончания школы выехала в Астрахань, где все вопросы помогал решать тов. А. А. Александров, который впоследствии был начальником отдела кадров Тралфлота. Особых привилегий при поступлении не было, но нам предоставили общежитие, и преподаватели знали, что мы - камчадалы.
    Однако только половина группы поступили в Астрыбвтуз, а остальные в техникумы и другие учебные заведения. Основная часть группы после окончания вернулась на Камчатку, куда в это время начал поступать новый флот ("Ламут", "Браслав", "Хинган"). Практически все выпускники попали в УТРФ, где в них была потребность.
    Ваняев впоследствии стал начальником Дальрыбы, а потом и министром рыбного хозяйства России. Мы, представители этой группы, глубоко благодарны этому руководителю. Многие из нас трудятся и сегодня, отдав рыбной отрасли Камчатки 50 лет труда.
    * * *
    Н. В. Сотников родился 22 ноября 1935 года. Капитан дальнего плавания.
    Первый капитан-директор БМРТ "Браслав" на Камчатке. До прихода "Браслава" был капитаном СРТ, который в 1961 году за большие успехи на промысле получил название "Ю. Гагарин". БМРТ "Браслав" пришёл на Камчатку в самом конце 1961 года, и капитан-директором был назначен Н. В. Сотников. Экипаж судна был тогда 120 человек (по штатному расписанию). На судно было отправлено около 15 специалистов с высшим образованием (в основном - добытчики, обработчики, механики завода, рефрижераторные механики, электромеханики). С каждым специалистом Николай Владимирович встречался, обговаривал вопросы, которые нужно будет решить в рейсе.
    Рядовой состав он набрал из демобилизованных солдат пограничной службы.
    15 февраля 1962 года БМРТ "Браслав" отправился в свой первый рейс к островам Прибылова, где в это время флот добывал сельдь. На борту находились П. А. Демидов и секретарь парткома Д. И. Качин. Сразу за воротами судно попало в сильный шторм, для экипажа это было испытанием, т. к. многие вышли в море в первый раз. Первое траление в районе промысла всех удивило. На борт был поднят трал, полностью забитый сельдью (около 15-20 тонн). Быстро были забиты морозильные камеры, и стали ждать, когда замерзнет рыба. Для этого нужно 5-6 часов, но прошли сутки, а сельдь не замерзала. Тогда по распоряжению П. А. Демидова подошли к ПБ "Камчатка", взяли у неё бочки и соль, первый улов посолили и передали его на ПБ "Камчатка". В течение трёх суток разбирались с рефрижераторной установкой и, в конце концов, запустили её. Снова начали ловить сельдь и морозить, в процессе освоения было много таких моментов, когда не всё получалось, ведь молодые специалисты в основном имели только теоретические знания. Так несколько дней не могли нормально освоить ЖМУ (жиромучная установка), т. к. прилов сельди и ее отходы были очень жирные, мука получалась жидкой. Затем судно спускалось на юг, где работали на промысле камбалы.
    В те годы промысловая обстановка для этих типов судов была очень хорошая, и главное было в том, как можно быстрее и лучше обрабатывать сырец. Было сделано много предложений, и их внедрили с целью увеличения выпуска продукции. Первый год работы показал хорошие результаты, и в конце года "Браслав" был признан лучшим судном по добыче и обработке на Дальнем Востоке. В. В. Герт был направлен на слёт молодых рыбаков Дальнего Востока во Владивосток, а со слета в качестве руководителя группы лучших работников рыбной промышленности Дальнего Востока на ВДНХ в Москву.
    Всё это результат усилий руководителя этого судна Н. В. Сотникова, который за короткий срок в условиях моря смог сплотить коллектив и добиться таких результатов.
    На "Браславе" я с ним проработал с 1962 по 1968 год. Вообще, "Браслав" был школой подготовки специалистов для последующих судов БМРТ, которые в то время стали интенсивно поступать на Камчатку ("Хинган", "Опала", "Амгу" и т. д.).
    Практически все КМД других БМРТ прошли подготовку на "Браславе" (Дубовицкий, Рязанов, Михедов и т. д.). Многие специалисты были направлены на другие суда с повышением. О Николае Владимировиче Сотникове можно рассказать очень много. Одно то, что он был трижды награждён орденом Ленина, говорит о нем, как об очень непростом человеке. Он дважды был избран депутатом Верховного Совета СССР. Был очень скромным.
    В 1963 году "Браслав" работал на помысле красного окуня в районе острова Кадьяк (северо-западная часть Тихого океана). Судно полностью было забито, нужен был перегруз и топливо, более 10 суток мы стояли в ожидании. Мы (комсостав) просили Сотникова обратиться в Дальрыбу как депутата, но он категорически отказался, объясняя это тем, что другие суда также ждут, в конечном счете, все суда снялись на перегруз в порт.
    Но был такой случай там, у Кадьяка, серьёзно заболела одна из работниц судна. Нужна была медицинская помощь на берегу. Тогда Николай Владимирович срочно связался с Дальрыбой и настоял, чтобы больную доставили в Датч-Харбор, используя свои возможности депутата. В течение суток был решён вопрос, и "Браслав" пришёл в Датч-Харбор, высадил больную, которая через 10 суток была доставлена на судно береговой охраной здоровой.


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес