Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Васильев Николай Яковлевич:
    все материалы
    1. О Васильеве Н.Я.
    годы:
    «.» 1945 - 1991 гг.
     Источники: рукопись Н.Я.Васильева "Воспоминание" и материалы Российского государственного архива экономики ( РГАЭ ).
    Родился в семье дворника. 9 января 1905 года, в так называемое "кровавое воскресенье", участвовал в демонстрации к Зимнему Дворцу. На его глазах казаки зарубили несколько человек. Эта картина потрясла его и осталась в памяти на всю жизнь. С 1905 года плавал на русских и иностранных пароходах и парусниках торгового флота. В 1908 году закончил Санкт-Петербургское училище дальнего плавания с большой золотой медалью. Вел в училище нелегальный политический кружок. В 1913 году закончил институт преподавателей мореходных учебных заведений. В 1916 году был произведен в прапорщики флота и назначен начальником 8 отряда транспортов Балтийского моря, а затем флаг-офицером, флаг-интендантом Штаба транспортной флотилии. С 1917 по 1925 год: председатель секции торгового мореплавания Гельсингфорского Совета и член его Исполнительного Комитета; председатель Балтийского областного комитета торгового флота; член ЦК Союза моряков и речников торгового флота; член ЦК Союза водников (Цеквод); выступал на Всероссийских съездах рабочих водного транспорта; член Верховной Коллегии Главода; управляющий морским отделом наркомата внешней торговли; управляющий морским транспортом Республики; помощник Главного командира всех военно-морских портов реки Волги и Каспийского моря (1919-1920); начальник первой товарообменной Карской экспедиции (1921); помощник начальника центрального управления морского транспорта ( ЦУМОРа) наркомата путей сообщения СССР; председатель комиссии Совнаркома по восстановлению Доброфлота; председатель правления Государственного Балтийского пароходства; " крестный отец " легендарного учебного парусника " Товарищ"; директор-распорядитель Госторгфлота; генеральный уполномоченный по судостроению Совторгфлота; осенью 1924 года вторично возглавил Балтийское пароходство, которое стало называться Балтийской главной конторой Совторгфлота; член Рижской Комиссии Брест-Литовской и эксперт Русско-Польской Мирных делегаций; организовал в Ленинграде музей истории развития торгового флота и, на общественных началах, им руководил в течение 7 лет. С 1925 по 1930 год стал работать по проектированию и строительству судов нового советского торгового флота: заместитель председателя правления Судотреста; управляющий Ленинградским Судопроектом. Им были разработаны технико-экономические задания на постройку первых советских лесовозов и теплоходов-рефрижераторов для Лондонской линии и классификатор элементов торгового судна. В 1927 году гарантийный капитан от Судотреста на танкере " Грознефть" ( первое судно советской постройки). С 1930 по 1935 год отбывал заключение ( по ложному доносу был арестован и заочно осужден Коллегией ОГПУ ). Работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала, затем на Пиндушской судоверфи, где организовал постройку первого морского лихтера. Был реабилитирован лишь в 1955 году. С 1935 года после освобождения из заключения стал работать на предприятиях рыбной промышленности ( вернуться в торговый флот не имел права как имеющий судимость): главный капитан флота прибрежного промысла треста Мурманрыба; старший аварийный инспектор в Астрахани, где организовал постройку буеров и возглавил транспортную буерную бригаду для перевозки рыбы по льду Волги с промысла в город (1941). В 1942 году в составе группы работников рыбной промышленности направлен в Сибирь для освоения новых рыбопромысловых районов. Назначен корабельным инженером Таймырского Госрыбтреста, затем главным инженером Игарской судоверфи, где оганизовал постройку 2000 рыболовных лодок своим поточно-скоростным методом со сборкой на болванках; начальник Мурманской экспериментальной рыболовной базы (1945-1947); инициатор и руководитель опытными работами по кормовому тралению (1947-1950); старший инженер по судостроению Азовскй судоверфи; главный инженер Петрозаводской судоверфи.
    Н.Я.Васильев автор ряда новаторских разработок, например, новый тип рыболовного судна, так называемый " композитная касатка"; сетеподъемный механизированный рол и удебная машинка; малый трал в прибрежном промысле; герметический камелек; " быстроходный" малый трал, не снижающий своего вертикального раскрытия при увеличении скорости траления; предэскизный проект первого кормового траулера электрохода.
    Помимо основной работы Н.Я.Васильев преподавал в Устьинской мореходной школе, на корабельном факультете Ленинградского политехнического института, в Мурманских мореходном техникуме и мореходном училище, в Астраханском рыбвтузе… Он редактировал журналы "Труженик моря" и "Торговый флот", "Бюллетень Судопроекта", сборник "Теория и практика судостроения". Писал книги и статьи в газеты и журналы по морским и рыбопромысловым вопросам. Наиболее известны его книги "Парусный ботик"(1914, четыре издания) и "Карская экспедиция"(1921). Работая в Мурманске, написал книги "Морские правила и обычаи"(1937) и "Уход за морским деревянным судном"(в соавторстве с К.М.Болдыревым) (1939). Его статья "Первая товарообменная Карская экспедиция" вошла в сборник "Летопись Севера", том 6 (1972).
    Любил парусный спорт. Все свободное время проводил летом на яхтах, зимой на буерах. Сам проектировал и строил буера. Два года заведовал Школой плавания под парусами при Невском яхт-клубе. В 1927 году возглавил первое заграничное плавание эскадры яхт в порты Финляндии и Швеции. В 1928 году эскадра яхт под его руководством совершила второе заграничное плавание, а в 1929 - третье.
    Вклад в развитие стандартизации в судостроении
    В 1928 году Николай Яковлевич возглавил Ленинградский Судопроект, которому отводилась роль головной организации по проектированию отечественного флота. В момент образования Судопроекта стандартизация судостроения находилась в зачаточном состоянии. Между тем, стандартизация элементов судна в значительной мере облегчила бы как само проектирование, так и улучшило бы его качество. Понимая важное значение стандартизации, Васильев последовательно шаг за шагом вел упорную борьбу по практическому внедрению ее в судостроение. По его инициативе были созданы в Судопроекте экспертные комиссии по каждой специализации с привлечением лучших заводских инженеров, капитанов и др. специалистов-практиков для непосредственной работы по стандартизации, а на заводах-строителях - ячейки стандартизации. Чтобы стандартизировать многочисленные детали судна, Васильев педложил классификатор, по которому каждая деталь имела свой личный индекс. Проекты стандартов опубликовывались в "Бюллетенях Судопроекта" , а многие образцы стандартных изделий в натуральную величину выставлялись для обозрения в Музее торгового мореплавания, там же поместили образцовую пассажирскую каюту. Чтобы укрепить среди специалистов сознание необходимости стандартизации, а также для координации работ, Николай Яковлевич ежегодно организовывал Всесоюзные совещания, походящие под его председательством. В состав совещаний входили представители заводов, заказчики судов, представители союзов моряков , металлистов, Регистра и др. специалисты. Первое совещаниа состоялось 11-14 февраля 1929 года, на котором была принята трехлетняя программа стандартизации в судостроении.
    История создания метода кормового траления
    Прочитав в газете "Полярная Правда" N237 от 30 ноября 1946 года статью капитана К.А.Патона об "ахтертраулере", Васильев предложил автору совместную работу на Мурманской Экспериментальной Базе ( МЭБ) по внедрению идеи кормового траления. Но Кирилл Александрович категорически отказался от этого предложения сославшись на то, что он не судостоитель и больше того, что он изложил в своей статье, дать не может и что возражать не будет, и даже будет приветствовать, если База сама разработает идею кормового траления. В феврале 1948 года Васильев сделал доклад на техсовете Тралфлота на тему "Траулер нового типа", представив необходимые эскизы и расчеты траулера с кормовым тралением. Доклад получил отрицательную оценку техсовета. Получив отказ, Николай Яковлевич, заручившись дополнительными аргументами, выступил 5 апреля 1948 года с аналогичным докладом на техсовете Министерства рыбной промышленности СССР. Заслушав доклад, техсовет постановил: "организовать разработку технических заданий на проектирование нового типа траулера с кормовым тралением и составление предэскизного проекта с использованием материалов доклада и привлечения для работы Мурманской Экспериментальной Базы." Одновременно было предложено МЭБ переоборудовать одну из недостроенных касаток Васильева в малый кормовой траулер для производства опытов по кормовому тралению. 8 июля 1949 года вышел в свой первый рейс малый кормовой траулер "Новатор". На "Новаторе" было успешно произведено около 170 кормовых тралений разными тралами в самых разнообразных гидрометеорологических условиях. Успеху опытных работ в значительной мере содействовали капитан Л.В.Морозов и тралмейстер Ф.А.Родионов. Было признано, что произведенные траления являются достаточно убедительными, чтобы на их основе приступить к разработке предэскизного проекта большого кормового траулера. Полный комплект документации предэскизного проекта кормового траулера элекрохода, разработанный сотрудниками Мурманской экспериментальной базы во главе с Васильевым, был направлен в Министерство рыбной промышленности СССР. Вот, что Николай Яковлевич написал в своих "Воспоминаниях": "Разработкой проекта типа кормового траулера, завершилась 3-х годовая работа Мурманской Экспериментальной Базы и моя лично по кормовому тралению. Был выполнен не только проект типа судна, но и многочисленными опытами на "Новаторе" доказана жизненность самой идеи кормового траления. Огромные усилия пришлось затратить на то, чтобы убеждать неверующих в том, что кормовое траление произведет революцию в траловом деле. Зато результаты этой работы превзошли все ожидания."
    А.В. Нижегородов


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес