Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Наздратенко Евгений Иванович:
    все материалы
    1. ДОКЛАД Председателя Госкомрыболовства России Е. Наздратенко на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации 11 марта 2002 года
    2. Тезисы выступления Е.И. Наздратенко на заседании Правительства Российской Федерации 18 октября 2001 г. О повышении эффективности функционирования рыбной отрасли России.
    3. ВЫСТУПЛЕНИЕ Председателя Госкомрыболовства России Е. Наздратенко на правительственном часе в Госдуме по вопросу нормативно-правового обеспечения распределения квот 17 апреля 2002 г.
    4. ДОКЛАД Е.Наздратенко на заседании Морской Коллегии 19 июня 2002 года "ОБ ОСНОВАХ ГОС. СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ВОСПРОИЗВОДСТВА И ОХРАНЫ БИОЛОГ. РЕСУРСОВ В КАСПИЙСКОМ МОРЕ"
    5. ДОКЛАД Председателя Госкомрыболовства России Е.Наздратенко на заседании Государственной Думы в рамках "правительственного часа" 17 апреля 2002 года
    годы:
    «.» 1991 г. - до наших дней
     

    ДОКЛАД
    Председателя Госкомрыболовства России Е. Наздратенко
    на заседании Межведомственной комиссии
    Совета Безопасности Российской Федерации
    11 марта 2002 года



    Уважаемый Владимир Борисович!
    Уважаемые коллеги!
    Прежде всего, хотел бы поблагодарить Совет Безопасности за внимание к проблемам развития отечественного рыбохозяйственного комплекса и охраны морских биоресурсов. Надеюсь, что обсуждение этой темы с позиции обеспечения экономической безопасности страны даст новый импульс конструктивному диалогу заинтересованных министерств и ведомств по вопросам устойчивого развития рыбного хозяйства России.
    Промышленное морское рыболовство всегда являлось отраслью, стратегически важной для российской экономики. И сегодня оно продолжает обеспечивать продовольственную безопасность страны, поддерживать наполнение доходной части федерального и региональных бюджетов.
    В то же время хотел бы подчеркнуть, что рыбное хозяйство России – это многофункциональный комплекс, вбирающий в себя не только добывающие, перерабатывающие и финансовые, но и социально-трудовые, научно-образовательные, биолого-воспроизводственные, рыбоохранные, строительные и транспортные направления деятельности.
    Сегодня рыбная отрасль переживает глубокий кризис. Увеличение разрыва между доходами различных слоев населения, нарастание структурных диспропорций, усиление неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация общества и хозяйственной деятельности – все эти угрозы экономической безопасности страны в полной мере сказались и на состоянии рыбохозяйственного комплекса.
    Как известно, обеспечение экономической безопасности страны в первую очередь зависит от деятельности федеральных органов власти, от того, насколько успешно они противостоят как внешним, так и внутренним угрозам целостности национальной хозяйственной системы.
    К сожалению, за годы реформ управляющая вертикаль в отрасли была в основном утеряна. Этим во многом объясняются негативные тенденции, которыми, как снежный ком, обрастало рыбное хозяйство все прошедшее десятилетие.
    Судите сами. Результатом форсированной приватизации и неоправданного дробления хозяйствующих субъектов в отрасли стал углубляющийся с годами разрыв между добычей, обработкой и сбытом рыбопродукции. Необходимость выживания вытолкнула нашего рыбака на более платежеспособный и динамичный зарубежный рынок. Однако там за российскую рыбу никто не собирался платить по мировым ценам. За сохранение призрачного "благополучия" отдельных предприятий отрасль заплатила разрастанием теневого сектора.
    Теперь массовое браконьерство реально угрожает национальным рыбным запасам. А не всегда продуманная государственная политика в области обновления основных фондов, прежде всего флота, отсутствие действенной поддержки отечественного производителя поставили рыбное хозяйство страны на грань исчезновения.
    Выход отечественной рыбной отрасли из кризиса сегодня возможен лишь на основе скоординированного и широкомасштабного участия государства в управлении рыбохозяйственным комплексом.
    Выделю несколько основных проблемных блоков в отечественной рыбной отрасли, связанных с реальными угрозами экономической безопасности нашей страны.
    Первый и самый значительный из них порожден дисбалансом между объёмами общих допустимых уловов живых ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации и производственными мощностями для их изъятия.
    До девяностых годов в основе национальной рыболовной политики лежал масштабный крупнотоннажный промысел. С началом экономических реформ в стране - при резком сокращении государственной поддержки отрасли – промышленный лов в открытых и конвенционных районах Мирового океана, а также в исключительных экономических зонах иностранных государств стал нерентабельным. В результате практически весь отечественный крупно- и среднетоннажный добывающий флот сосредоточился на промысле в своей исключительной экономической зоне.
    Кроме того, нагрузка на водные биоресурсы экономзоны России неуклонно увеличивалась за счет новых производительных судов, работающих на условиях бербоут-чартера. Необоснованно росли и квоты на вылов, предоставляемые иностранным государствам по межправительственным соглашениям в 1993–2000 годах.
    Следствием этого, начиная с 1995 года, стало значительное - в 2-4 раза - сокращение объема квот, выделяемых российским добывающим предприятиям. Это привело к дальнейшему росту недозагрузки флота. Возникла ситуация, грозящая в условиях рынка серьезными убытками рыбодобывающих компаний, банкротством градообразующих предприятий и ростом социальной напряженности в прибрежных регионах. Ответными шагами со стороны судовладельцев не могли не стать масштабные переловы и браконьерство.
    Сохранение этих тенденций чревато полным исчезновением к 2010 году в российской экономзоне промысловых запасов минтая, трески, камбалы, шельфовых крабов. В результате вылов в морях России может составить всего 1-1,5 млн. тонн в год, в основном, малорентабельных объектов промысла, а суммарная добыча упадет до 2,5 млн. тонн в год.
    Так недостатки управления водными биоресурсами исключительной экономической зоны России, а также добывающими мощностями отрасли привели к катастрофическому истощению национальных рыбных запасов, являющихся стратегическим продовольственным сырьем.
    Второй блок проблем, вытекающий из первого, - это рост промышленного браконьерства, коррупции, криминализации экономики прибрежных регионов в целом.
    Ежегодно российские и иностранные рыбопромысловые предприятия в 2-3 раза превышают выделяемые им квоты на вылов биоресурсов в экономзоне страны, скрывая фактические объемы добычи и доставляя незаконно добытые морепродукты в зарубежные порты. На сегодняшний день специалисты оценивают ущерб, причиняемый экономике страны от реализации неучтенной рыбопродукции, суммой около 500 млн. долларов США в год.
    Основные функции по охране биоресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа с 1998 года были переданы Федеральной пограничной службе России. К сожалению, за прошедшие годы эффективность контроля за вывозом рыбы и морепродуктов, выловленных в экономзоне, а также рыбопродукции, произведённой из них судами за пределами таможенной территории Российской Федерации, в целом заметно снизилась. Например, некоторые российские суда, не имеющие разрешений на промысел, регулярно заходят в японские порты для сдачи сотен тонн живого краба различных видов, беспрепятственно минуя так называемые "контрольные точки", в которых находятся суда ФПС России.
    Данные ФСБ о злоупотреблениях при проведении рыбоохранных мероприятий, показывают: сложившаяся система охраны водных биоресурсов объективно способствует росту теневого оборота морепродуктов. Слишком велик соблазн контролеров, получающих мизерную зарплату, воспользоваться ситуацией и поправить свое материальное положение. Ведь зачастую в портах Японии под выгрузкой морепродуктов оказываются суда, арендованные самими ФПС и Минприродой России!
    Своеобразной формой экономического "стимулирования" промышленного браконьерства явились аукционы по продаже квот на вылов водных биоресурсов, введенные с 2001 года Постановлением Правительства Российской Федерации.
    Чрезмерно высокие итоговые цены на лоты делают легальный лов, скажем, минтая или многих видов крабов, нерентабельным. Ни для кого не секрет, что приобретение рядом компаний аукционного лота по откровенно завышенным ценам рассматривается ими как своеобразный "пропуск" на браконьерский лов. Получается, что декларируемая "прозрачность" аукционного механизма распределения квот уводит в тень сам промысел. Хозяйствующие субъекты все больше ориентируются на теневой экспорт валютоемкой рыбопродукции. Тем самым создается серьезная угроза экономической безопасности России, социальной стабильности и жизнедеятельности ряда регионов, связанных с использованием ресурсов экономзоны страны.
    Третий блок проблем отечественного рыбохозяйственного комплекса характеризуется значительным ростом финансовых потерь, которые государство и общество несут из-за отсутствия единой управляющей вертикали в отрасли.
    Либерализация внешнеторговой деятельности и нерегулируемый выход на внешний рынок самостоятельных экспортеров отрицательно отразились на структуре российского экспорта рыботоваров. Более 80% от его объема составляет экспорт рыбной продукции низкой стадии переработки.
    Растет и экспансия иностранного капитала в экономической зоне России. Ее основные формы:
    • добыча иностранными судами под российским флагом (по бербоут-чартерным схемам) с арендными платежами в виде поставок рыбопродуктов по демпинговым ценам,
    • фактическая предоплата инофирмами рыбной продукции на условиях кредитования,
    • передача инофирмам квот и прав на оперативное управление судами в счет образовавшихся долгов,
    • перекупка квот иностранными и аффилированными с ними отечественными компаниями у российских предприятий под видом целевых кредитов и тому подобное.
    Все это свидетельствует о формировании устойчивых потоков, "вымывающих" как сырьевые, так и финансовые ресурсы страны за рубеж. Растет реэкспорт российских рыбопродуктов, при котором все социально-экономические эффекты от создания добавленной стоимости товара достаются стране-импортеру. В результате возникает реальная угроза независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики России - важнейшим составляющим национальной безопасности.
    Масштабные потери несет федеральный бюджет и из-за пробелов в законодательстве. До сих пор предприятия отрасли вполне легально уходят от таможенных пошлин на экспортируемую продукцию. Ведь до 80% вылавливаемых морепродуктов приходится на районы за пределами 12-мильной таможенной зоны. И их вывоз не подпадает под понятие экспорта по закону о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
    Тем не менее, даже в таких условиях рыбохозяйственный комплекс играет роль устойчивого донора федерального бюджета. В 2001 году в казну перечислено более 3 млрд. рублей налоговых платежей. Кроме того, в социальные фонды отчислено около 4 млрд. рублей, а за пользование водными биоресурсами в бюджет поступило свыше 7 млрд. рублей. Государственные же отчисления на поддержку отрасли составили порядка 4 млрд. рублей.
    В то же время неуклонно растет дефицит оборотных средств у российских рыбопромышленных предприятий, обостряется нехватка ресурсов для обновления и модернизации основных фондов. С начала аукционов, требующих отвлечения значительных оборотных средств, в марте-апреле 2001 г. произошел резкий - почти в 1,5 раза - рост кредиторской задолженности предприятий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уже к июлю ее сумма составила около 33 млрд. рублей.
    Четвертый блок проблем связан с обеспечением отраслью потребности граждан страны в здоровом и рациональном питании.
    Во всем мире рыбное хозяйство рассматривается как один из компонентов обеспечения продовольственной безопасности государства. Рыба относится к основным продуктам, содержащим белки животного происхождения, а также все необходимые аминокислоты в оптимально сбалансированных количествах.
    В России рыбное хозяйство - еще и крупнейший поставщик кормовой рыбной муки и кормовой рыбы, незаменимых белковых компонентов рационов в птицеводстве, животноводстве, аквакультуре.
    Однако за десять лет реформирования рыбной отрасли произошел резкий спад выпуска конечной продукции, предназначенной для удовлетворения спроса населения и профильных отраслей. Общий объем производства пищевой рыбной продукции, включая консервы, сократился на 40%. Выпуск технической продукции уменьшился в 4,5 раза. Кроме того, ослабление государственного контроля привело к ухудшению качества рыбной продукции.
    Все это наряду с сокращением платежеспособного спроса населения снизило годовое потребление рыбы и рыботоваров в стране до 10 килограммов на человека, что почти в 2 раза ниже установленной нормы.
    Мировой опыт показывает, что страна сохраняет свою продовольственную независимость, если доля импорта по отношению к внутреннему потреблению колеблется в пределах 20-25%. С учетом годового объема экспорта рыботоваров более 1 млн. тонн, импорта около 500 тыс. тонн и общего объема пищевого рыбного производства в 3 млн. тонн, размеры импорта рыботоваров в рационе потребления россиян близки к критическим.
    Внутренний рынок начинает напрямую зависеть от поставок теневого сектора, а также от иностранных товарно-денежных потоков. Экспорт продукции, в которой ощущается потребность на внутреннем рынке, стимулирует импорт той же самой продукции из-за рубежа, но уже по значительно более высоким ценам. Производителям становится невыгодно поставлять товары на внутренний рынок, увеличивается ее экспорт – и порочный круг замыкается.
    Пятый блок проблем рыбного хозяйства обусловлен социальной значимостью отрасли, ее влиянием на процессы занятости в стране.
    Для большинства жителей побережий Севера и Дальнего Востока рыбное хозяйство является градообразующей отраслью. По самым жестким критериям отбора градообразующих предприятий рыбной отрасли их численность составляет не менее 200. Открытие каждого нового рабочего места рыбака автоматически приводит к созданию 7-8 рабочих мест в сфере торговли, транспорта, рыбообработки, судоремонта. Суммарный социально-экономический эффект этой цепочки – не только товары и услуги, но и разнообразные выплаты в бюджеты всех уровней.
    На сегодняшний день численность занятых в рыбохозяйственном комплексе составляет около 400 тысяч человек. Тем не менее, отсутствие серьезных государственных социальных программ в отрасли привело к значительному снижению занятости, особенно в районах Севера и Дальнего Востока. Количество работающих в рыбном хозяйстве составляет 68% от уровня 1990 года. По данным Госкомстата, число работников, выбывших из рыбной отрасли, в 1,5 раза превышает численность принятых.
    Очевидно, что падение уровня занятости в градообразующих предприятиях рыбохозяйственного комплекса чревато возникновением очагов социальной напряженности. Растет количество людей, не уверенных в своем будущем, утрачивающих квалификацию и социальную активность. А ведь экономическая безопасность России определяется созданием всех необходимых условий для жизни ее граждан, социально-экономической стабильности общества. Кроме того, решением социальных проблем в отрасли обеспечивается и важная геополитическая задача - активное экономическое присутствие России в удаленных районах своей территории.
    Шестой блок проблем связан с присутствием российского рыбопромышленного флота в Мировом океане.
    До начала 1990-х годов отечественный флот работал в 200-мильных зонах 19 иностранных государств. Вылов в районах, прилегающих к странам Африки, Юго-Восточной части Тихого океана, Японии и Норвегии, достигал 2 млн. 700 тыс. тонн. К 2000 году в 200-мильных зонах иностранных государств и в открытой части Мирового океана добыча сократилась до 900 тысяч тонн.
    Промысел российских рыбаков за пределами своей экономической зоны сегодня нуждается не только в экономической, но и политической поддержке государства. Так, в Северной Атлантике, особенно в районе архипелага Шпицбергена, являющегося зоной традиционных интересов России, очень непросто складываются взаимоотношения с Норвегией. Эта страна стремится к установлению своей юрисдикции над прилегающими к Шпицбергену 200-мильными водами, из-за чего зачастую закрывает участки для лова рыбы российскими судами и неправомерно их задерживает. Нуждаются в урегулировании и взаимоотношения с США в Беринговом море, где из-за так называемой "линии Бейкера – Шеварднадзе" Россия ежегодно теряет около 200 тысяч тонн рыбы.
    Необходимо активизировать работу по заключению Межправительственного соглашения "О сохранении и использовании биологических ресурсов Каспийского моря", поскольку до настоящего времени прилегающими странами не определен статус Каспийского моря, а Россией и Украиной - Азовского моря.
    Назрела необходимость вступления России и во вновь созданные организации по управлению рыболовством в южных частях Тихого и Атлантического океанов.
    При этом очевидно, что расширение океанического промысла, кроме выгод геополитического характера, позволит разгрузить экономическую зону России и восстановить утерянный нашей страной статус ведущей рыболовной державы.
    Седьмой блок проблем возвращает нас к существующим механизмам распределения квот на вылов водных биоресурсов и вопросам управления государственным отраслевым имуществом.
    Сегодня к рыбной отрасли можно в полной мере отнести оценку российской экономики, содержащуюся в последнем Послании Президента России Федеральному Собранию. Владимир Владимирович Путин назвал ее преимущественно "рентной", основанной на "проедании" национальных ресурсов, что ведет страну к экономическому и социальному застою. Действительно, с введением аукционов прибыль, получаемая на распределении и перераспределении природных богатств, оказывается больше той, которая зарабатывается при её создании. Так принцип платности за пользование водными биоресурсами превращается в инструмент разрушения отрасли.
    Выполнение бюджетного задания 2001 года за счет аукционов обернулось для отрасли в целом убытками в размере 3 млрд. руб. По данным губернаторов прибрежных регионов, в результате введения аукционов эти субъекты Федерации потеряли до 30 % налоговых поступлений и до 10 % рабочих мест. Снижение заработной платы в этих регионах составило до 35 %.
    Очевидно, что аукционы не могут заменить собой систему четких правил государственного квотирования. Порой же складывается впечатление, что именно с целью продлить действие аукционной формы распределения квот тормозится принятие основополагающего закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", призванного, в том числе, регламентировать плату за пользование водными биоресурсами.
    Кроме того, необходимо коренным образом менять отношение к государственному имуществу, находящемуся в отраслевом пользовании. Так, формирование государственных пакетов акций нередко проводится по остаточному принципу. В то же время не используются возможности реструктуризации задолженностей предприятий отрасли перед государством за счет их погашения голосующими акциями, другие формы участия государства в хозяйственной деятельности отрасли.
    Восьмой блок отражает сложнейшую ситуацию с основными фондами отрасли.
    Прежде всего, речь идет о флоте, темпы старения которого катастрофически высоки. Степень его износа к концу 2000 года уже составила 51% процент. В то же время флот недоиспользует свои обрабатывающие мощности на 21-41%.
    Сегодня практически все звенья рыбохозяйственного комплекса нуждаются в государственной инвестиционной поддержке. При этом речь идет не только о прямом государственном участии в инвестиционных проектах, но, прежде всего, о механизмах субсидирования процентных ставок и льготного кредитования. Важную роль здесь могли бы сыграть государственные финансовые институты развития. Значительным подспорьем стала бы и комплексная лизинговая программа обновления основных фондов отрасли, аналогичная действующим в агропромышленном комплексе и авиапроме.
    Однако следует с осторожностью относиться к возобновлению попыток строительства судов на зарубежных верфях с предоставлением государственных финансовых и квотных гарантий. Печальная история строительства супертраулеров с участием испанской и датской сторон, обернувшаяся ростом внешнего долга России, свидетельствует, что в подобных случаях необходимо, во-первых, учитывать реальные потребности и возможности обновления отечественного флота, а во-вторых, осуществлять квалифицированный менеджмент проектов и контроль за ним со стороны Правительства. Иначе придется всякий раз ломать голову над тем, как же минимизировать потери для государства, в том числе для бюджета, и сохранить при этом авторитет России на международной арене.
    Отсутствие государственной поддержки отрасли отрицательно сказывается на ее инвестиционной привлекательности. Не только зарубежные, но и отечественные инвесторы нуждаются в ясных и понятных правилах ведения бизнеса, которые должно гарантировать им государство. В противном случае невозможно рассчитывать на мало-мальски серьезный приток капитала в отрасль.
    И, наконец, - девятый блок проблем, который возник из-за несогласованности в деятельности смежных министерств и ведомств по управлению рыбохозяйственным комплексом.
    Эффективное управление водными биоресурсами возможно только при наличии единой законодательной базы, позволяющей обеспечивать их изучение, воспроизводство, охрану, регулирование использования и контроль за их состоянием и добычей. Сегодня же зачастую действуют взаимоисключающие акты, связанные с разработкой, согласованием и утверждением правил рыболовства. Произвольно определены функции и задачи федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны водных биоресурсов.
    Так, серьезным препятствием в охране водных биоресурсов может стать вступление с 1 июля 2002 года в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно статье 23.27., органы рыбоохраны Госкомрыболовства России лишены права рассматривать дела об административных правонарушениях, связанные с нарушением правил добычи водных биоресурсов и их охраной.
    В срочном реформировании нуждается система таможенно-тарифного регулирования и обработки судов в портах. Сейчас работа более десятка контролирующих портовых служб ведется несогласованно. Вынужденные простои судов утяжеляют себестоимость продукции, в результате чего флот идет на разгрузку и даже на межпутинный отстой в иностранные порты.
    Таким образом, сложившаяся ситуация в рыбном хозяйстве страны свидетельствует о том, что устойчивое функционирование и развитие рыбохозяйственного комплекса требуют системного решения ряда проблем как на федеральном и региональном, так и отраслевом уровнях.
    Для снятия остроты проблем, накопившихся в отрасли, Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству решает следующие основные задачи:
    1. Совершенствование системы управления морскими биоресурсами исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
    Для этого Госкомрыболовством разработаны основные направления квотной политики на 2002 год. Ее главными целями являются экономически прозрачное распределение ресурсов, установление баланса между добывающими мощностями и ресурсами, исключение браконьерства, стимулирование развития береговой переработки и прибрежного рыболовства, хозяйств аквакультуры и обновление флота. Госкомитет разработал и внес в Правительство предложения по усовершенствованию механизмов проведения аукционов, а также по формированию лотов на 2002 год.
    Признавая существование аукционов как временной меры, направленной на увеличение доходной части бюджета страны, Госкомрыболовство считает, что в перспективе, по мере развития соответствующей рыночной инфраструктуры, следует переходить от продажи рыбы "в воде" к аукционной реализации готовой рыбопродукции на берегу. Аукционы же по продаже квот целесообразно распространить лишь на особо ценные и валютоемкие водные биоресурсы, сохраняя при этом безусловный приоритет отечественного производителя.
    2. Развитие прибрежного рыболовства в приморских субъектах Федерации.
    По имеющимся оценкам, в прибрежной зоне можно добывать около 1 млн. т рыбы и нерыбных объектов. Немаловажно, что вся продукция прибрежного промысла будет перерабатываться на береговых предприятиях России.
    С социальной точки зрения, значение данного направления работы трудно переоценить. Экономическое и финансовое состояние рыбаков должно напрямую влиять на уровень жизни в районах России, по ряду параметров неблагоприятных для проживания. Соответствующие предложения Комитет внёс на согласование в министерства и ведомства.
    Комплексная государственная поддержка рыболовецким колхозам и малым предприятиям, занимающимся прибрежным рыболовством, просто необходима. В частности, применение механизмов стимулирования береговых обрабатывающих производств путем выделения специальных квот на вылов водных биоресурсов позволит увеличить занятость населения и выпуск товарной продукции, что в свою очередь повысит налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
    3. Определение приоритетов отечественного рыболовства в Мировом океане.
    Сегодня стоит задача сохранить активное участие Российской Федерации в деятельности международных глобальных и региональных рыболовных организаций. Наша работа в них должна прежде всего исключить все возможности принятия этими организациями решений, ущемляющих наши национальные интересы. В настоящее время Россия участвует в 15 двухсторонних и 16-ти многосторонних Соглашениях по рыболовству и является членом 16-ти международных рыбохозяйственных организаций. В этом году впервые за 10 лет российские суда допущены в исключительную экономическую зону США в Северо-Западной Атлантике для приемки и переработки продукции в рамках совместных предприятий.
    По расчётам специалистов, последовательная государственная политика стимулированию промысла в открытой части Мирового океана и в зонах иностранных государств даст прирост добычи нашими рыбаками водных биоресурсов в два с половиной раза - до 2,7 млн. тонн.
    Экономическое стимулирование океанического промысла предлагается осуществлять путём субсидирования процентной ставки при кредитовании компаний, организующих экспедиционный промысел, с оформлением соответствующих обязательств заёмщика перед государством. Это позволит жестче контролировать промысел судов в дальних районах Мирового океана, объёмы их лова и доходы компаний.
    4. Реализация механизмов стимулирования модернизации и качественного обновления основных фондов в отрасли.
    В прошлом году на совещаниях у Председателя Правительства было дано поручение при подготовке проекта федерального бюджета на 2002 год и последующие годы предусматривать средства на субсидирование части процентной ставки по кредитам, получаемым российскими рыбопромысловыми компаниями для строительства судов на отечественных предприятиях.
    Госкомрыболовство России учло это при подготовке своих предложений к проекту бюджета на 2002 год. Но, к сожалению, необходимых средств так и не было выделено.
    Комитет предложил Правительству ещё один механизм стимулирования строительства рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных заводах. Он заключается в предоставлении, по согласованию с Правительством, гарантий выделения предприятиям-заказчикам квот на вылов водных биоресурсов на нормативный срок окупаемости проекта.
    Уверен, что стимулирование модернизации основных фондов в отрасли не только придаст импульс развитию отечественного судостроения, но и даст рыбакам альтернативную бербоут-чартеру возможность обновления флота. По мере развёртывания механизмов стимулирования необходимо ввести административные ограничения на бербоут-чартерные операции с кораблями зарубежной постройки.
    5. Создание благоприятных условий для захода российских кораблей в отечественные порты.
    Примером успешного взаимодействия нескольких ведомств по существенному упрощению правил рыболовства и процедур таможенного досмотра, стал калининградский эксперимент. Спустя несколько месяцев после его начала можно уверенно говорить об эффективности совместной работы балтийских рыбаков, таможенников и пограничников.
    Процедура портового оформления может быть оперативно ускорена путём нормативного ограничения времени оформления судов, заходящих в порт, а также количества контролёров, имеющих право подниматься на борт. Целесообразно было бы также объединять проверяющих в комплексные бригады. Такой опыт работы в некоторых портах уже имеется.
    Есть и другие стороны таможенно-тарифной проблемы. В 1999 году Правительство РФ в порядке эксперимента разрешило бербоут-чартерному судну "Мурман-2" заходить в российский порт без уплаты двадцати процентов НДС и пятипроцентной таможенной пошлины. Результаты показали, что распространение этих правил на 200 бербоут-чартерных судов, работающих под российским флагом, позволит государству получать около 240 млн. долларов США ежегодно. К сожалению, в 2001 году Правительство остановило эксперимент, который, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем продвижении.
    6. Совершенствование системы охраны, контроля и регулирования использования морских биоресурсов.
    В настоящее время бассейновые органы рыбоохраны из-за ограниченного количества судов лишились возможности оперативно регулировать расстановку добывающего флота по зонам, объектам промысла и типам судов. В сложившихся условиях Госкомрыболовство России практически ежегодно вносит необходимые изменения в Правила рыболовства в бассейнах Баренцева, Балтийского и особенно дальневосточных морей, облегчающие проведение необходимых мер по сохранению живых ресурсов.
    В последние годы для рационального использования водных биоресурсов, оперативного регулирования промысла минтая и других объектов лова в Охотском и Беринговом морях, а также лососей, во всех дальневосточных регионах Госкомрыболовство России организует объединенные межведомственные штабы. Они осуществляют контроль за промыслом российского и иностранного флота, сбор и анализ промысловой информации.
    В целях совершенствования правовой базы Госкомрыболовство России разработало Правила регистрации лицензий (разрешений) на промысел водных биоресурсов в экономической зоне страны для российских и иностранных юридических лиц и граждан, которые были утверждены Постановлением Правительства № 102 от 12 февраля 2001 года.
    В 2001 году Госкомрыболовство подготовило проект постановления Правительства, которым предусматривается вывоз продукции из ценных видов биоресурсов только через морские рыбные порты России. Согласованный со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами проект постановления в мае был представлен на утверждение в Правительство, однако затем вновь возвращен на доработку в связи с возражениями Минэкономразвития. Принятие этого постановления поможет предотвратить незаконный вывоз в Японию, Южную Корею продукции рыбного промысла.
    На основании Постановления Правительства Российской Федерации № 226 от 26 февраля 1999 года Госкомрыболовством сформирована система мониторинга водных биоресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью рыболовных судов. Для обеспечения ее работы в Москве создан Национальный центр мониторинга систем рыболовства и связи.
    Эта уникальная система позволяет в режиме реального времени контролировать координаты более трёх с половиной тысяч российских и иностранных рыбопромысловых судов. Спутниковые данные делают невозможным сокрытие промысловой информации, а автоматический оперативный контроль позиции судна существенно повышает безопасность мореплавания. Интеграция с мировыми информационными порталами позволяет получить объективный анализ состояния биоресурсов в открытых зонах Мирового океана и экономзонах других государств.
    Государственным комитетом по рыболовству подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации о наделении Центра мониторинга систем рыболовства и связи статусом Федерального центра мониторинга. В настоящее время проект согласован со всеми министерствами и ведомствами, кроме Минприроды России - без объяснения последним причин отказа в согласовании.
    В заключение доклада остановлюсь на основных мерах, которые предстоит безотлагательно принять для обеспечения устойчивого развития рыбного хозяйства России.
    1. Следует в самое ближайшее время доработать и принять федеральный закон о рыболовстве, который позволит упорядочить использование биоресурсов во всех водных объектах страны.
    2. Представляется целесообразным создание независимой Федеральной службы береговой охраны Российской Федерации с передачей ей всех функций от ФПС России, МПР России по контролю за соблюдением правил рыболовства в экономзоне, а также по пресечению попыток нелегального промысла и вывоза продукции за ее пределы.
    3. Путем внесения поправок в статью 35 "Органы охраны" Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", статью 42 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и статью 23.27. Кодекса об административных правонарушениях необходимо закрепить за органами рыбоохраны Госкомрыболовства России функции проведения контрольно-проверочных мероприятий непосредственно в районах промысла во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России.
    4. Считаем целесообразным незамедлительное внесение дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", приравнивающих к экспорту поставки рыбы и морепродуктов за рубеж из районов промысла за пределами таможенной территории России.
    5. Во исполнение поручения Правительства необходимо заложить в проект закона "О федеральном бюджете на 2003 год" соответствующие бюджетные средства в объеме 1,5 млрд. рублей против 60 млн. рублей, предусмотренных подпрограммой "Водные биологические ресурсы и аквакультура" федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)".
    6. Считаем возможным рекомендовать МИД России совместно с заинтересованными ведомствами ускорить заключение с Японией, Республикой Корея, КНР договоров и соглашений о взаимной помощи по пресечению противоправной деятельности российских граждан и их сообщников, занимающихся незаконным промыслом и сбытом водных биоресурсов.
    7. Следует всемерно ускорить принятие постановления Правительства о наделении отраслевого Центра мониторинга систем рыболовства и связи статусом Федерального центра мониторинга.
    8 С целью ликвидации экономических стимулов промышленного браконьерства рекомендовать Правительству внести изменения в порядок проведения аукционов по продаже квот на вылов водных биоресурсов путем установления так называемой "цены отсечения", то есть максимальной цены лота, обеспечивающей среднюю рентабельность добычи водных биоресурсов.
    9. Начать сокращение добывающих мощностей в экономзоне в первую очередь за счет иностранного флота с последующим полным запретом его прямого промысла с 1 января 2004 года.
    10. Рекомендовать Правительству резервировать квоты на вылов минтая в размере 50-60 тыс. т ежегодно для реализации их в рамках межправительственных соглашений по коммерческим ценам и использовать полученные средства для выплаты оставшейся части внешнего долга страны по судам испанской постройки в размере 113 млн. долларов США.
    Считаю, что указанные меры по сохранению и развитию рыбного хозяйства страны уже в среднесрочной перспективе обеспечат рост промышленного производства, привлечение инвестиций для воспроизводства и обновления основных фондов, формирование эффективной системы охраны морских биоресурсов. Тем самым будут созданы все предпосылки для полноценного обеспечения экономической, в том числе продовольственной, безопасности страны со стороны рыбохозяйственного комплекса России.
    Благодарю за внимание.


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес