Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Наздратенко Евгений Иванович:
    все материалы
    1. ДОКЛАД Председателя Госкомрыболовства России Е. Наздратенко на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации 11 марта 2002 года
    2. Тезисы выступления Е.И. Наздратенко на заседании Правительства Российской Федерации 18 октября 2001 г. О повышении эффективности функционирования рыбной отрасли России.
    3. ВЫСТУПЛЕНИЕ Председателя Госкомрыболовства России Е. Наздратенко на правительственном часе в Госдуме по вопросу нормативно-правового обеспечения распределения квот 17 апреля 2002 г.
    4. ДОКЛАД Е.Наздратенко на заседании Морской Коллегии 19 июня 2002 года "ОБ ОСНОВАХ ГОС. СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ВОСПРОИЗВОДСТВА И ОХРАНЫ БИОЛОГ. РЕСУРСОВ В КАСПИЙСКОМ МОРЕ"
    5. ДОКЛАД Председателя Госкомрыболовства России Е.Наздратенко на заседании Государственной Думы в рамках "правительственного часа" 17 апреля 2002 года
    годы:
    «.» 1991 г. - до наших дней
     

    ВЫСТУПЛЕНИЕ
    Председателя Госкомрыболовства России Е. Наздратенко
    на правительственном часе в Госдуме по вопросу
    нормативно-правового обеспечения распределения квот
    17 апреля 2002 г.

    Уважаемый Геннадий Николаевич!
    Уважаемые депутаты!
    Квотирование объемов общих допустимых уловов (сокращенно ОДУ) является международной практикой государственного регулирования промышленного рыболовства, обеспечивающей оптимальное разделение водных биоресурсов между пользователями.
    На сегодняшний день распределение квот на вылов водных биоресурсов в российской экономзоне и на континентальном шельфе в целом регулируется нормативно-правовыми актами федеральной исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от двадцать седьмого декабря двухтысячного года номер десять-десять Государственный Комитет Российской Федерации по рыболовству ежегодно до первого ноября обязан представлять на утверждение в кабинет министров проект распределения на предстоящий год общего допустимого улова (сокращенно – ОДУ), который прошел соответствующую экологическую экспертизу. В его составе:
    1) квоты на вылов по межправительственным соглашениям, реализуемые на коммерческой основе или в обмен на предоставление права вылова в экономзонах иностранных государств;
    2) квоты на вылов для продажи на аукционной основе;
    3) квоты для использования в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях;
    4) промышленные квоты на вылов по субъектам Федерации для распределения между пользователями, осуществляющими поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, которые расположены на территории России, или производящими реализацию продукции на территории нашей страны.
    В целях разработки и проведения единой бассейновой политики по сохранению водных биоресурсов, их воспроизводству и рациональному использованию созданы бассейновые научно-промысловые советы. В их состав в качестве постоянных членов входят представители органов исполнительной власти регионов, органов охраны окружающей среды и природных ресурсов, бассейновых управлений органов рыбоохраны, Федеральной пограничной службы, Федеральной службы безопасности России, научно-исследовательских, рыбохозяйственных и других организаций.
    В настоящее время действуют Дальневосточный, Северный, Беломорский, Балтийский, Каспийский и Азово-Черноморский научно-промысловые советы. Состав советов утверждается Госкомрыболовством России на основании рекомендаций органов исполнительной власти соответствующих регионов. Каждый совет возглавляется одним из заместителей Председателя Госкомрыболовства или другими ответственными работниками Комитета.
    Распределение промышленных квот осуществляется с обязательным учетом предложений бассейновых научно-промысловых советов и регулируется приказом Госкомрыболовства от семнадцатого октября двухтысячного года номер двести семьдесят девять, который закрепил обсужденные и подписанные главами администраций прибрежных регионов процентные доли этих территорий в общих объемах промышленных квот, распределяемых по субъектам Федерации на две тысячи первый – две тысячи пятый годы.
    Администрации субъектов в соответствии с выделенными для них распоряжением Правительства объемами вылова по каждому промысловому объекту определяют и представляют на утверждение в Госкомитет по рыболовству предложения о распределении квот между заявителями, зарегистрированными на их территориях, на предстоящий промысловый год. В их составе выделяются следующие квоты:
    • для личного потребления коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
    • для любительского и спортивного рыболовства;
    • для прибрежного рыболовства;
    Кроме того, Госкомрыболовством рекомендовано субъектам Федерации выделять в составе промышленных так называемые специальные квоты для поддержки береговых рыбоперебатывающих предприятий, а также для стимулирования организаций, осуществляющих строительство рыбопромысловых судов на российских верфях.
    Распределение промышленных и специальных квот между заявителями осуществляется на конкурсной основе территориальными рыбохозяйственными советами, в состав которых входят, помимо рыбопромышленников, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, научных и рыбоохранных организаций. Эти советы созданы в соответствии с разработанным Госкомрыболовством Типовым положением и утверждены главами администраций субъектов Федерации.
    Основными критериями конкурсного распределения квот являются:
    • количество и типы находящихся в эксплуатации рыболовных судов, производственные мощности береговых перерабатывающих предприятий, количество промысловых участков;
    • состояние платежей в бюджеты всех уровней за прошедший год;
    • экономическая эффективность производственной деятельности;
    • результаты освоения квот за предыдущий год;
    • отсутствие серьезных нарушений российского законодательства или международных договоров.
    Окончательный вариант распределения промышленных квот между конкретными пользователями утверждается Госкомрыболовством отдельным приказом.
    Какова же ситуация с выделением и фактическим освоением в прошлом году рыбопромысловыми организациями региональных промышленных квот?
    На две тысячи первый год российским предприятиям в нашей экономзоне была установлена промышленная квота вылова рыбы и морепродуктов в объеме трех миллионов ста восьми тысяч тонн. Итоговый общий вылов за год составил два миллиона четыреста тысяч тонн. В том числе:
    • в Дальневосточном бассейне – один миллион восемьсот семьдесят тысяч тонн;
    • в Северном бассейне – триста девяносто две тысячи тонн;
    • в Балтийском море – пятьдесят две тысячи тонн;
    • в Каспийском бассейне – девяносто три тысячи тонн;
    • в Азово-Черноморском бассейне – тридцать четыре тысячи тонн.
    Недоосвоение квот связано в основном с массовым простоем флота в течение первых трех месяцев две тысячи первого года из-за позднего проведения аукционных торгов, а также с отсутствием промыслового скопления минтая в Беринговом море. Свою роль сыграло и неблагополучное экономическое состояние предприятий, испытывающих острый дефицит оборотных средств при подготовке к промысловому сезону.
    Что касается распределения квот для рыбаков из стран, с которыми имеются межправительственные соглашения, то общие объемы вылова по видам определяются постановлением Правительства. Так, на две тысячи второй год общая квота для иностранных пользователей определена в размере двухсот двадцати пяти тысяч тонн
    В две тысячи первом году объем квот на вылов в исключительной экономзоне России, выделенных иностранным пользователям в рамках межправительственных соглашений, составил четыреста тысяч тонн. Эти квоты были фактически освоены в размере двухсот сорока двух с половиной тысяч тонн.
    Общий же объем квот, выделенных России в зонах Японии, КНДР, Норвегии, Фарерских островов, Гренландии и Исландии по межправительственным соглашениям в прошлом году, составил пятьсот семнадцать тысяч тонн и был полностью освоен нашими рыбаками.
    В целом в две тысячи первом году в двухсотмильных зонах двенадцати иностранных государств и открытых районах Мирового океана фактический вылов российскими судами составил около одного миллиона тонн.
    Теперь более подробно остановлюсь на состоянии дел с распределением и освоением научных квот.
    На Госкомрыболовство России как федеральный орган исполнительной власти возложено проведение государственного мониторинга водных биоресурсов с целью определения состояния запасов и общих допустимых уловов.
    Квоты на вылов для использования водных биоресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях выделяются Госкомрыболовством России по заявкам научно-исследовательским организациям согласно бассейновому принципу и в соответствии с ежегодным Планом ресурсных исследований и государственного мониторинга водных биоресурсов Мирового океана.
    Результатом проведения этих исследований является оценка промысловых запасов и объемов общих допустимых уловов. Ежегодно объемы ОДУ определяются для шестисот наименований промыслового запаса в российских морских водах, и около ста тридцати наименований – в других районах Мирового океана.
    В две тысячи первом году доля биоресурсов, выделяемая для научно-исследовательских целей, по всем объектам в среднем составила четыре целых три десятых процента от ОДУ. Для массовых по численности объектов промысла – минтая, трески, камбалы Дальневосточного бассейна, трески Северного бассейна - доля ресурсного обеспечения, выделяемого для научных целей, как правило, не превышает двух процентов от ОДУ. В то же время немассовые объекты, запасы которых оцениваются, скажем, в сто-двести тонн, целиком отдаются на воспроизводственные и научные цели.
    Отмечу еще одну проблему, вокруг которой не утихают споры. Сегодня отраслевые институты продолжают существовать в условиях практически полного отсутствия господдержки. В частности, остро ощущается недостаток специализированных судов. Для сравнения скажу, что если в тысяча девятьсот девяностом году страна имела триста научно-исследовательских и судов промысловой разведки, то к две тысячи первому году их число сократилось до двадцати девяти. Поэтому ученые вынуждены привлекать на конкурсной основе по договору промысловые суда, оснащенные специальным оборудованием.
    В то же время при нынешнем сложном состоянии и динамике сырьевых ресурсов значимость отраслевых научных исследований многократно возрастает. От точности и достоверности данных, полученных в результате изучения природохозяйственной ситуации, зависит деятельность сотен предприятий, работа десятков тысяч людей. Представим, что предприятия, приобретя на аукционе квоты на вылов, скажем, камчатского краба в Приморской промысловой зоне на сотни миллионов рублей, в результате работ выясняют, что краба в этом районе практически нет. Получается, что рыбаки должны платить такую дорогую цену за неоправданную экономию государства на отраслевых исследованиях!
    Одним словом, следует раз и навсегда понять: отечественной рыбохозяйственной науке в ее деятельности нужно столько квот, сколько ей необходимо для обеспечения точного и достоверного прогноза промысловой ситуации. И поэтому целесообразнее всего основываться в этом вопросе на мнениях самих ученых.
    Уважаемые депутаты Государственной Думы!
    Все стратегические вопросы, касающиеся порядка распределения квот, механизмов определения платы за пользование водными биоресурсами, охраны и контроля за их использованием должны найти свое отражение в новой редакции текста главного отраслевого закона "О рыболовстве", который находится сейчас в согласительной комиссии. Кроме того, специалисты Госкомрыболовства разработали и уже согласовали с рядом министерств и ведомств целый пакет изменений и дополнений в действующее законодательство, каждое из которых требует принятия отдельного федерального закона.
    Поэтому прошу вас, представителей законодательной власти, по возможности со всем вниманием отнестись к предложениям Госкомрыболовства, находящимся ныне на рассмотрении в Правительстве и согласительных комиссиях.
    Благодарю за внимание.


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес