Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Наздратенко Евгений Иванович:
    все материалы
    1. ДОКЛАД Председателя Госкомрыболовства России Е. Наздратенко на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации 11 марта 2002 года
    2. Тезисы выступления Е.И. Наздратенко на заседании Правительства Российской Федерации 18 октября 2001 г. О повышении эффективности функционирования рыбной отрасли России.
    3. ВЫСТУПЛЕНИЕ Председателя Госкомрыболовства России Е. Наздратенко на правительственном часе в Госдуме по вопросу нормативно-правового обеспечения распределения квот 17 апреля 2002 г.
    4. ДОКЛАД Е.Наздратенко на заседании Морской Коллегии 19 июня 2002 года "ОБ ОСНОВАХ ГОС. СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ВОСПРОИЗВОДСТВА И ОХРАНЫ БИОЛОГ. РЕСУРСОВ В КАСПИЙСКОМ МОРЕ"
    5. ДОКЛАД Председателя Госкомрыболовства России Е.Наздратенко на заседании Государственной Думы в рамках "правительственного часа" 17 апреля 2002 года
    годы:
    «.» 1991 г. - до наших дней
     

    ДОКЛАД Председателя Госкомрыболовства России Е.Наздратенко
    на заседании Морской Коллегии 19 июня 2002 года
    "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ВОСПРОИЗВОДСТВА И ОХРАНЫ
    БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В КАСПИЙСКОМ МОРЕ"



    Уважаемый Михаил Михайлович!
    Уважаемые члены Морской коллегии!
    Морская доктрина Российской Федерации нацеливает государственную стратегию в области промышленного рыболовства на реализацию активного хозяйственного и геополитического присутствия как в нашей 200-мильной зоне, так и в удаленных районах Мирового океана. Тем самым перед отраслью ставятся серьезные экономические задачи, которые требуют рационального использования всех ее ресурсных составляющих.
    Некоторые данные о потенциале отрасли представлены на текущих слайдах.
    В основе управления водными биоресурсами лежит государственный мониторинг и широкомасштабные экспедиционные исследования биоресурсов с целью определения запасов и разработки общих допустимых уловов (сокращенно ОДУ). Одной из важнейших отраслевых задач является создание условий для проведения многоплановых научно-исследовательских работ по оценке запасов традиционных объектов промысла, вовлечение в хозяйственный оборот новых видов биоресурсов и районов, разработка новых орудий лова и технологий безотходной переработки. Руководствуясь основными положениями Морской доктрины, Госкомрыболовство России считает стратегически значимым возобновление научно-исследовательских, поисковых работ и экспедиционного промысла в Мировом океане за пределами исключительной экономической зоны страны.
    Ученые оценивают возможный улов за пределами нашей экономзоны в размере не менее 2 млн. 800 тыс. тонн – и это не считая 200-мильных зон тех стран, где мы имеем право промысла. Сегодня Российская Федерация располагает возможностями для работы в зонах десяти стран, названия которых вы видите сейчас на экране1
    Возобновление морских исследований за пределами отечественной экономзоны призвано также обеспечить геополитические интересы страны во многих стратегически значимых районах Мирового океана, что полностью отвечает духу Морской доктрины. На этом слайде легко увидеть, насколько уменьшился после 1991 года ареал присутствия российский рыбаков. Речь идет о возвращении в акватории Юго-восточной, Юго-западной и центра Северной Атлантики, Юго-восточной и Юго-западной части Тихого океана.
    Реанимация промысловых плацдармов в продуктивных районах Мирового океана и экономических зонах более чем 20 иностранных государств обеспечит выполнение социально-экономической задачи – сохранение деятельности десятков предприятий и тысяч рабочих мест.
    Есть и третья результативная составляющая возобновления промысла в Мировом океане – снижение количества добывающего флота в собственной зоне. Сегодня это - важнейшая задача для управления рыболовством в российских водах. На слайде вы видите основные причины и угрозы, которые связаны с создавшимся положением в российской экономической зоне.
    Естественно, что в условиях истощения биоресурсов российской 200-мильной зоны особое значение приобретает развитие аква- и марикультуры. Здесь Россия, имеющая значительный научно-технологический потенциал в этой сфере, должна равняться на своих соседей. Например, в Норвегии продукция лососевых фермерских хозяйств соизмерима по стоимости с его национальным уловом, а Китай обеспечивает за счет аквакультуры около 75% годовой добычи водных биоресурсов.
    Ближайшим шагом, направленным на эффективное использование национальных водных биоресурсов, должно стать возрождение прибрежного рыболовства и, как следствие, берегового рыбопромышленного комплекса. По имеющимся оценкам, в прибрежной зоне можно добывать около 1 млн. т рыбы и нерыбных объектов. Развитие прибрежного рыбохозяйственного комплекса России, осуществляемое при активном участии субъектов Федерации (примером, в частности, являются Курильские острова), несет значительный экономический и социальный импульс для регионов.
    Решение перечисленных масштабных задач требует эффективного государственного контроля и регулирования рыбохозяйственной деятельности. Практика же повседневной работы Госкомрыболовства России свидетельствует: существующее нормативно-правовое обеспечение отрасли не способствует достижению практических целей рыбохозяйственной деятельности.
    В качестве примера приведу процедуру госэкспертизы материалов, обосновывающих величины общих допустимых уловов, которую проводит Минприроды России. Когда разрабатывался федеральный закон "О государственной экологической экспертизе" (1995 г.) абсолютно не учитывалось, что объектом экспертизы могут стать объемы ОДУ. Специфика водных биоресурсов проявилась при проведении первой экспертизы еще в 1998 году. Неоднократно Комитет предлагал внести необходимые изменения и дополнения как в упомянутый закон, так и в Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, но постоянно встречал со стороны Минприроды противодействие и нежелание наладить конструктивное взаимодействие для решения общегосударственных задач.
    Поэтому Госкомрыболовство России серьезно озабочено той ситуацией, которая сложилась за последние два года в системе государственного управления рыбопромышленным комплексом. По сути дела, Госкомрыболовство России фактически не имеет возможности влиять на ситуацию в отрасли – как в оперативном, так и в стратегическом плане. Почти все, без преувеличения, текущие вопросы необходимо согласовывать с Минэкономразвития, Минприроды, другими ведомствами, которые зачастую без учета "законов" самой природы тормозят принятие решения. Так, например, из-за бесконечного согласования вопроса о начале промысла лососевых и осетровых чуть было не сорвалось проведение путины. Только оперативное вмешательство Правительства Российской Федерации спасло положение. Постановление же по лососевым так до сих пор и не принято.
    Вместе с тем в развитых рыболовных странах, в том числе в Норвегии, Японии, Исландии, Республике Корея, именно рыбохозяйственные ведомства обладают последним словом при согласовании и решении стратегических и особо острых вопросов по всем направлениям.
    Совершенно очевидно, что нынешний статус Госкомитета по рыболовству не в полной мере отвечает тем задачам, которые ставит перед нами Морская доктрина. Да и о каком статусе можно говорить, когда Госкомрыболовство в его нынешнем виде вот уже третий год не имеет собственного Положения. Если мы хотим всерьез исправить положение в отрасли, то следовало бы подумать о формировании на базе Комитета полноценного Министерства рыбного хозяйства, что полностью бы соответствовало бы международной практике.
    Теперь – несколько слов об аукционах на право вылова гидробионтов. Авторы этой системы утверждали, что с их помощью будет создана "прозрачная" система распределения биоресурсов между пользователями. Эта проблема остается одной из важнейших и болезненных в рыбохозяйственном комплексе. Здесь – первопричина многих злоупотреблений в отрасли. Мы - за то, чтобы распределение было максимально гласным и справедливым, позволило бы сбалансировать добывающие мощности с возможностями сырьевой базы, исключило бы вмешательство чиновников на всех уровнях и не наносило бы при этом ущерба рыбакам. Соответствующие предложения Госкомрыболовством разработаны, но их рассмотрение в заинтересованных ведомствах недопустимо затянулось.
    Пока же торги квотами резко перераспределили производственные нагрузки не только между отдельными предприятиями, но и между приморскими регионами, что существенно нарушило сложившиеся пропорции в распределении налоговых поступлений между бюджетами разных уровней и привело к их общему уменьшению в 2001 году, что отражено на слайде. Одновременно несоизмеримо увеличились неналоговые платежи в федеральный бюджет.
    Тенденция к ухудшению финансового положения рыбодобывающих предприятий, усилившаяся к середине 2001 года после начала аукционов, продолжилась и в году нынешнем. Только по официальным данным, задолженность по кредитам и займам, полученным в российских и зарубежных кредитных организациях, за 2 месяца 2002 года возросла на 63% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составила более 13 млрд. рублей.
    Очевидно, что в этой ситуации отечественным рыбакам будет трудно самим бороться за место под "экономическим солнцем", ставить перед собой более амбициозные цели и стремиться к более высоким темпам роста, о чем говорилось в Послании Федеральному Собранию Президента страны В.В. Путина.
    Между тем, аукционы по продаже квот на вылов водных биоресурсов уже обеспечили в текущем году выполнение бюджетного задания по сбору доходов от платы за пользование водными биоресурсами. При задании 7 млрд. рублей в бюджет поступило около 9 млрд. Итоговая же сумма вместе с платежами по межправительственным соглашениям составит не менее 11 - 12 млрд. рублей.
    Наша принципиальная позиция заключается в том, что эти дополнительные доходы федерального бюджета должны быть направлены на решение стратегических задач развития отрасли: поддержку рыночной инфраструктуры, береговой переработки, обеспечение научных исследований в дальних районах Мирового океана. Таким образом, можно было бы с выгодой для государства компенсировать рыбакам дополнительные расходы, за счет которых фактически и были обеспечены сверхплановые поступления в бюджет.
    Следующий важный для отрасли вопрос – это досмотр в российских портах. На сегодняшний день общее количество инстанций, проверяющих рыболовные суда в порту, равняется 25! Их список вы видите на слайде. Например, ветеринарная служба представлена аж тремя подразделениями, каждое из которых выписывает свою справку на один и тот же промысловый объект. Органы Госветнадзора умудряются под различными предлогами несколько раз исследовать одну и ту же партию рыбопродукции, по существу, навязывая предприятию платное обслуживание в своих лабораториях и складах. В итоге, скажем, акционерное общество "Мурманский траловый флот" за 2001 год сдало для различного рода анализов более 7,6 тонн рыбной продукции, уплатив за это около 1 млн. рублей.
    А чем, кроме как не бюрократическим рвением, объяснить остановку эксперимента в калининградском порту, когда была прекращена слаженная работа рыбаков, таможенников и пограничников?! В результате маломерные суда при выходе на промысел в прибрежные воды Балтики затрачивают – вдумайтесь! – полтора-два часа на лов и восемь часов на оформление выхода-захода в порт ежедневно!
    В то же время оформление судов в портах соседних с Россией государств занимает не более 30 минут, в течение которых заполняется одна общая декларация.
    Необходимо строго упорядочить процедуру оформления судов при их заходе и выходе из порта, предусмотрев при этом имущественную ответственность для горе-контролеров. Следует также внедрять практику комплексных инспекционных проверок судов, итогом работы которых будет заполнение единой сводной декларации.
    Уважаемые коллеги!
    Сегодня очевидна необходимость дополнительных мер по борьбе с захлестнувшей приморские регионы организованной преступностью, сложившейся вокруг незаконного промысла и вывоза морепродуктов за рубеж. Для сведения сообщу, что разница между японской статистикой российского импорта рыбопродукции и данными нашей таможни составила в двухтысячном году один миллиард долларов США, а в две тысячи первом году – более семисот миллионов. А ведь есть еще Корея, Китай, Норвегия!...
    Отечественный "биотерроризм", как назвал это явление Владимир Владимирович Путин, несет прямую угрозу экономической и национальной безопасности России, социальной стабильности в приморских субъектах Федерации, наносит непоправимый урон авторитету нашего государства на международной арене.
    Передача рыбоохранных функций, согласно Указу Президента России, в руки Федеральной погранслужбы в 1997 году, на практике оказалась не вполне удачным экспериментом и не принесла кардинальных изменений в этой сфере. Сегодня следует теснее объединить усилия всех исполнительных органов, представленных в Морской коллегии. В частности, инспектора рыбоохраны должны контролировать работу флота непосредственно в районе лова, а пограничники – осуществлять контроль за входом в нашу зону и выходом из нее всех судов, включая иностранные, через контрольные точки. В перспективе же Госкомрыболовство поддерживает идею создания единой Федеральной службы береговой охраны с учетом международного опыта.
    Для борьбы с контрабандным вывозом рыбопродукции нам нужно более тесно контактировать с официальными органами соседних стран. Например, после того, как Госкомрыболовство России договорилось с Департаментом рыболовства Японии о совместных мерах по борьбе с контрабандой и браконьерством, начиная с 1 апреля текущего года, на 70% сократилось количество заходов российских судов с крабом на борту по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
    Необходимо также регламентировать вывоз уловов за пределы отечественной экономзоны, приравняв его к экспорту, с обязательным оформлением в российских портах. Проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу разработан, но его согласование идет крайне медленно.
    Современным и эффективным средством борьбы с криминалом на море может стать система мониторинга рыболовства и связи, созданная в 2001 году Госкомрыболовством России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации. С ее помощью, как показано на слайде, осуществляют постоянный автоматический контроль местоположения российских и иностранных судов. Однако для того, чтобы система приобрела завершенный вид, необходимо придать Центру отраслевого мониторинга статус федерального. Соответствующий проект постановления согласован всеми министерствами и ведомствами, кроме Министерства природных ресурсов, которое ничем не мотивировало свою отрицательную позицию. Необходимо также законодательно решить вопрос о наделении данных Центра юридической силой, что позволит существенно расширить сферу применяемых санкций за нарушения правил рыболовства.
    Уважаемые члены Морской коллегии!
    Тяжелая ситуация сложилась вокруг основных производственных фондов отрасли, прежде всего, - в рыбопромысловом флоте. Вы видите на экране, что сегодня более 60% добывающих судов в рыбной отрасли имеют сверхнормативный износ и требуют замены или капитального ремонта. При этом уместно напомнить, что рыболовецкие суда учитываются в мобилизационном плане государства на особый период. Таким образом, разрушение рыболовного флота напрямую связано с ослаблением обороноспособности страны.
    Вместе с тем, несмотря на прогрессирующее старение флота, в отрасли имеет место устойчивый структурный дисбаланс между ОДУ отдельных объектов промысла и добывающими мощностями судов, предназначенных для их изъятия.
    В результате мы имеем избыток флота для добычи экономически выгодных объектов промысла в российской экономзоне и ближайших к ней районах промысла, что приводит к негативным моментам при распределении ресурсов и перелову ценных видов. С другой стороны, налицо недостаток флота для работы на умеренно и низкорентабельных объектах лова, в том числе в удаленных районах промысла.
    В этих условиях Морская доктрина Российской Федерации ориентирует нас на оптимизацию существующего неблагоприятного соотношения между количеством судов и величиной допустимых уловов, в том числе путем развития государственного лицензирования строительства новых и продажи эксплуатируемых судов. Прогноз потребности в новых судах показан на данном слайде.
    Кроме того, по мнению Госкомрыболовства России в целях стабилизации положения и развития рыбопромыслового флота необходимо, помимо предусмотренного Законом о бюджете субсидирования учетной ставки по кредитам, привлекаемым под строительство кораблей, внедрить механизм ресурсного стимулирования обновления парка судов. Имеется в виду предложенная Госкомрыболовством система квотогарантий в виде целевого выделения на общих основаниях 10% от общего объема промквот, распределяемых в субъектах Федерации предприятиям, получающим промысловый флот с российских верфей.
    Целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении "налоговых каникул" на определенный период рыбопромышленным компаниям, приобретающим суда российской постройки. Это позволило бы одновременно стимулировать процесс обновления флота и поддержать отечественные верфи.
    Уважаемый Михаил Михайлович!
    Уважаемый члены Морской Коллегии!
    Чтобы призывы к активному экспедиционному промыслу в отдаленных районах Мирового океана не остались пустыми словами, должны быть приняты действенные экономические и организационные меры государственной поддержки рыбаков. Это и обеспечение научных исследований в отдаленных районах, и государственное субсидирование рыбаков при снаряжении дальних экспедиций и другие шаги. С другой стороны, немаловажное значение имеет дипломатическое и организационное обеспечение заграничной рыбалки. В этих целях Госкомрыболовство предпринимает усилия по расширению сети своих представительств за рубежом.
    В международной поддержке российских рыбаков более активную позицию должны занимать МИД и Минэкономразвития. Ведь доступ российских рыбопромысловых судов в иностранные экономические зоны может осуществляться как в рамках реструктуризации долгов этих стран России, так и за счет предоставления Россией технической помощи этим странам.
    Что касается нашей экономзоны, то здесь реальным шагом стал запрет по распоряжению Правительства Российской Федерации с 2002 г прямого промысла минтая иностранными судами в Охотском море.
    Однако Госкомрыболовство считает целесообразным ввести, начиная с 2004 года, запрет на прямой промысел иностранных судов по всей акватории российской экономической зоны. Доступ в нее будет разрешен только тем зарубежным пользователям, которые вкладывают свои средства в развитие береговой переработки и производственно-рыночной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Отмечу, что эта тенденция сегодня является превалирующей в политике ведущих рыболовных держав мира.
    Таким образом, в целях выполнения требований Морской Доктрины и обеспечения геополитических и рыболовных интересов Российской Федерации Государственным комитетом по рыболовству сформулированы следующие основные стратегические задачи.
    • Соблюдение баланса между ресурсным потенциалом и возможностями рыбопромыслового флота в российской экономической зоне.
    • Создание условий для проведения многоплановых научно-исследовательских работ, разработка технологий безотходной переработки, крупномасштабное развитие аква- и марикультуры.
    • Реализация государством широкомасштабных мер по борьбе с браконьерством и контрабандой морепродуктов.
    • Приведение нормативно-правовой базы в соответствие с биологическими особенностями промысловых объектов и производственной спецификой отрасли.
    • Создание органа исполнительной власти, обладающего всеми необходимыми полномочиями для осуществления функций управления рыбной отраслью.
    И в заключение остановлюсь на неотложных мерах по нормализации использования, воспроизводства и охраны биологических ресурсов в Каспийском море.
    Ситуация на Каспии сегодня всем хорошо известна и неоднократно обсуждалась на самом высоком уровне. По мнению Госкомрыболовства России, разработка единой государственной стратегии рыбохозяйственной деятельности применительно к Каспийскому региону, требует решения нескольких задач.
    1. Заключение межгосударственных соглашений по Каспийскому морю, связанных с установлением его статуса, а также межправительственного Соглашения по сохранению биологических ресурсов Каспийского моря и управлению.
    2. Определение реальных перспектив хозяйственного освоения акватории Каспийского моря. Необходимо закрепить приоритет сохранения, восстановления и рационального использования водных биоресурсов над ускоренным развитием добычи углеводородного сырья.
    3. В целях обеспечения охраны популяции осетровых во всех прикаспийских государствах - подготовка и реализация межправительственного соглашения о мерах по усилению борьбы с браконьерством. Необходимо ограничить районы, сроки движения, а также мощности личного маломерного флота, имея в виду создание в перспективе Межгосударственной Каспийской инспекции по охране рыбных запасов.
    В заключение хочу подчеркнуть, что высказанные мною положения подготовлены с учетом мнений соответствующих министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации, и мы выражаем им нашу благодарность.
    Благодарю за внимание.

    1 США, Япония, Северная и Южная Корея, Норвегия, Дания (Фарерские о-ва, Гренландия) Швеция, Эстония, Мавритания, Ангола


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес