Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Топчий Валерий Викторович:
    все материалы
    1. Смелый и умный найдёт выход из любой беды
    2. "СМЕЛЫЙ И УМНЫЙ НАЙДЕТ ВЫХОД ИЗ ЛЮБОЙ БЕДЫ"
    годы:
    «.» 1945 - 1991 гг.
    2002.09.19 "Камчатская правда"

    "СМЕЛЫЙ И УМНЫЙ НАЙДЕТ ВЫХОД ИЗ ЛЮБОЙ БЕДЫ" - СКАЗАЛ В НАЧАЛЕ РЕФОРМ ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ ТОПЧИЙ

    Год назад в нашей газете был опубликован цикл экономических очерков Лидии Егиной "Рыбная окраина России", в которых на основе сжатого ретроспективного анализа был прослежен ход развития рыбной отрасли Камчатки на протяжении XX столетия.

    Это был непростой путь, драматический и романтический одновременно.

    А романтическим и возвышенным его делали люди, красивые и сильные духом, патриоты своей Родины.

    Предлагаемую вниманию читателей статью автор посвящает истории и людям Большого флота Камчатки. И его судьбе.

    Сейчас много говорится о проблеме крупнотоннажного флота. Конечно, она возникла не вдруг и не вчера, а четыре десятка лет назад, когда в стране началось бурное освоение ресурсов морей и океанов, и для этих целей государство поставляло на Камчатку большие добывающие суда. Думаю, сейчас не следует обвинять кого-либо в той стратегии Минрыбхоза, которая проводилась в стране в 60-80-е годы прошлого столетия, когда важная роль отводилась обеспечению населения страны белками животного происхождения, т.е. рыбой. И в той или иной мере эти задачи решались. Мы все были вольными или невольными участниками этого гигантского процесса, особенно не задумывались о его разумности и даже считали героическим.

    Весь ход развития отечественной рыбной промышленности на протяжении всего ХХ столетия был непростым. А на Камчатке сопровождался и большими трудностями в освоении отдаленного сурового края.

    Не будем вдаваться в совсем уж далекое прошлое, когда в 1896 году, в устье реки Камчатки, впервые была засолена промышленная партия чавычи. И потом в течение почти полувека население полуострова занималось, в основном, добычей и обработкой лососевых, да береговым промыслом, не выходящим за пределы территориальных вод. Только в 1950 году рыбная отрасль Камчатки получила первые два судна типа РБ-80, а с 1951 года стали прибывать траулеры СТР-300. Но и тогда доля активного морского промысла не превышала 7% в общей добыче рыбы.

    Но уже в 1958 году резко сократился подход западно-камчатской горбуши в результате подрыва запасов японскими браконьерами. Вылов лососей сократился со 100,8 тыс. тонн в 1953 году до 1,4 тыс. тонн. И началось массовое закрытие мелких и неперспективных рыбокомбинатов, заводов и баз. Предприятия укрупнялись, рыбартели преобразовывались в крупные рыболовецкие колхозы.

    Так что исторически состав, структура и география рыбохозяйственного комплекса Камчатки формировались не только специфическими природными условиями размещения сырьевой базы, но и определенной государственной политикой.

    С 1960 года на полуостров стали поступать суда типа СРТР-400, а с 1964 года - СРТМ-800 с морозильными аппаратами. Создается специализированное Управление флота (УТРФ).

    Затем рыбная отрасль была нацелена на освоение биоресурсов морей и океанов.

    Первый БМРТ (2000 л.с.) - "Браслав", построенный в городе Николаеве - прибыл на Камчатку в 1962 году, и его капитаном стал Н.В. Сотников. В 1963 году экипаж БМРТ "Хинган" (капитан В.А. Дубовицкий) выловил 110 тыс. цнт., а в 1964 году БМРТ "Николай Островский" (капитан П.А.Рязанов) достиг всесоюзного рекорда добычи рыбы для судов этого типа.

    В 1965 году свыше 130 тысяч цнт. рыбы добыл БМРТ "Узбекистан" (капитану Г.В.Мещерякову было присвоено звание Героя Социалистического труда).

    В 1967 году в связи с ростом количества флота и разнотипностью судов из состава УТРФ выделились транспортный флот ("Камчатрыбфлот") и Морской рыбный порт. А с 1 апреля 1968 года из состава Управления тралового и рефрижераторного флота был выделен флот БМРТ и образовано самостоятельное Управление океанического рыболовства (УОР). И табельный номер 1 был присвоен начальнику УОРа Г.В.Мещерякову.

    К тому времени насчитывалось уже 13 БМРТ, а к 1971 году в Управление поступило еще 17 БМРТ.

    Расширялись и районы промысла: Новая Зеландия, Императорские горы, Южные Курилы, Восточная и Центральная часть Берингова моря, Ванкуверо-Орегонский, Аляскинский районы. Общий объем добычи рыбы на Камчатке к концу 70-х годов достигал до одного миллиона тонн. Были разработаны методы экспедиционного промысла, начало которому положила организация Охотоморской камбальной экспедиции, затем Беринговомор-ской, Бристольской, Аляскинской, Ванкуверо-Орегонской, Южно-Курильской и других.

    Вскоре началось внедрение "генеральной схемы управления" рыбным хозяйством страны. В 1976 году Постановлением Совмина рыбная промышленность Камчатки была переведена на трехзвенную систему управления: Минрыбхоз - ВРПО "Дальрыба" - ПО "Камчатрыбпром".

    Все юридически самостоятельные рыбодобывающие, обрабатывающие и вспомогательные предприятия перевели в статус производственных единиц. Эти преобразования преследовали цель достижения концентрации, специализации и кооперирования основного и вспомогательного производства. В ПО "Камчатрыбпром" были централизованы расчеты с поставщиками и покупателями, с госбюджетом, финансирование капвложений и капремонта, образование фондов экономического стимулирования и т.д.

    Подъём

    В 1977 году в состав ПО "Камчатрыбпром" вошли 20 предприятий, в том числе три крупнейших базы флотов. Начальником базы Океанического рыболовства был назначен 35-летний В.В.Топчий.

    (Справка. Топчий Валерий Викторович, родился 30 января 1942 года в Приморском крае. В 1965 году закончил Дальрыбвтуз, в том же году прибыл на Камчатку. Работал на промысловых судах флота - мастером добычи, старшим мастером, начальником промысловой экспедиции. Затем руководил отделом добычи УОРа, службой промысловой разведки ПО "Камчатрыбпром".)

    К тому времени в составе Петропавловской базы Океанического рыболовства (ПБОР) насчитывалось 54 БМРТ, филиал профилактория "Альбатрос" и детсад "Чайка". Численность плавсостава составляла 6091 человек, флот добывал до 350 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. И именно в 1977 году большинством прибрежных стран были объявлены 200-мильные экономические зоны. Увеличился удельный вес вылова рыбы в собственных водах и в открытых частях Мирового Океана.

    А с 1978 года в БОР начали поступать БАТМы - "Алексей Стаханов", "Славянский", "Мыс Золотой", "Капитан Редкокаша", "Баево", "Бабыкино", "Багарево" и т.д. (всего поступило 20 супертраулеров).

    Первые корабли этого типа осваивали капитан-директоры В.И. Бекетов, В.Е.Еременко, Н.М. Шевчук, А.В.Никитин и другие. Промысловый флот пополнялся новыми, более мощными судами типа "Пулковский меридиан". Были освоены Антарктический район Индийского океана по добыче криля, новые районы и новый вид тралового промысла ставриды в Юго-Восточной части Тихого океана. В 1981 году БОРом добыто 455 тысяч тонн рыбы, произведено 302 тысячи тонн рыбопродукции, а в 1983 году выпуск консервов достиг 250 туб, пресервов - до 5000 туб.

    Рыбная отрасль страны еще обеспечивала на душу населения 17-18 килограммов рыботоваров, однако с середины 80-х годов уже наблюдалась существенная тенденция к ухудшению структуры потребления. Наращивание объемов добычи шло "от достигнутого", что влекло за собой превышение нормативных сроков эксплуатации судов и рост расходов на судоремонт. Уже было очевидно, что и рыбное хозяйство Камчатки во многом исчерпало возможности не только наращивания, но даже сохранения достигнутых объемов вылова, выпуска и поставок рыботоваров без значительного обновления производственного потенциала.

    А его основу составлял крупнотоннажный флот, который формировался за счет средств бюджета, что было обусловлено высокой фондоемкостью и сравнительно низким уровнем цен на рыбопродукцию. Физический износ судов составлял от 60 до 90 процентов, и если в прежние годы за счет централизованных фондов ежегодно поступало по 3-5 крупных судов, то с 1988 года поставки из новостроя прекратились.

    Становление

    В перестроечные годы коллектив Базы океанического рыболовства отличали новаторство, творческая инициатива. Они первыми перешли на новые условия оплаты труда и вторую модель хозрасчета. Как известно, перед крупным государственным предприятием изначально стояла задача - ловить как можно больше рыбы. Но "правила игры" стали меняться - теперь надо было зарабатывать прибыль. И с января 1990 г. рыболовецкое предприятие перешло на полную хозяйственную самостоятельность. А с началом радикальной экономической реформы, в декабре 1992 года, государственная База океанического рыболовства была преобразована в акционерное общество открытого типа "Океанрыбфлот", генеральным директором которой был избран Валерий Викторович Топчий.

    На балансе акционерного общества находились десятки добывающих судов типа БМРТ различных проектов, БАТМов, в большинстве со сроком эксплуатации более 25 лет - то есть физически и морально устаревшими. Производство же было очень затратным: ведь нужно купить топливо, тару, подготовить суда к промыслу, дать авансы экипажам, заплатить за перевозку продукции до места реализации. А цены росли катастрофически на все, и еще нужно было уплатить налоги и массу других платежей. Переход к новым рыночным отношениям нарушил все сложившиеся связи, вызвал резкое падение уловов. В середине 1992 года почти весь флот стоял на приколе из-за отсутствия топлива, снаряжения, гофтары и др. Рыболовство в отдаленных районах Мирового океана практически было парализовано из-за высоких цен на топливо, а в зонах иностранных государств лов рыбы жестко ограничивался 200-мильной национальной зоной. Вдобавок ко всему, быстро растущие цены на транспортировку готовой продукции отсекли внутренний рынок сбыта. "Океанрыбфлот" оказался в плену огромных эксплуатационных расходов на содержание армады экономически неэффективных, физически изношенных судов.

    И - принимается самое оптимальное решение: списывать устаревшие БМРТ. Взамен приобрели краболов, СТР и три МРС. Надо было адаптироваться к ситуации, приспособить флот к добыче других видов, совершенствовать технологию добычи и обработки, улучшать ассортимент продукции. Поэтому курс взяли на максимальное сокращение непроизводительных расходов. Никаких посредников в доставке топлива. Возникли проблемы с перегрузом - создали свой транспортный флот. Своя база техобслуживания на БТО "Целиноград". Ремонт судов - где выгоднее: сначала в Сингапуре, потом в Пусане. Своя система сбыта готовой продукции - на внутреннем рынке "Океанрыбсбыт", на внешнем - "Камсинг", поставки в федеральные фонды - через "Дальрыбсбыт". Было принято решение максимально обходиться без банковских кредитов. Зарплату платить рыбакам только от реализации готовой продукции, все убытки - за счет экипажа.

    Не все сразу получалось, были и неудачи, ошибки, разгильдяйство. Было и прямое воровство. Но на ошибках учились, наводили жесткий порядок, меняли экономическую психологию коллектива. Суда оснащались современным высокопроизводительным технологическим оборудованием, филетировочными линиями производства Германии, сортировочными машинами производства Дании и Норвегии, японскими икоровыборочными машинами, модулями по выпуску краба методом рассольной заморозки, модулями по обработке лосося и т.д.

    И уже в 1997 году суда АО добыли 180 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, из которых было выпущено свыше 100 тысяч тонн различных видов продукции, около 50 наименований в ассортименте.

    Упор в производстве сделали на выпуск деликатесной, конкурентоспособной продукции, имеющей спрос на внешнем рынке - это филе, фарш, икра, кальмар, конечности и мясо краба варено-мороженые, консервы "Печень минтая натуральная", "Дальневосточная".

    Вырабатывается и непищевая продукция: мука рыбная, жир ветеринарный.

    На экспорт (в Японию, США, Германию, Корею, Китай и другие страны) поставляется, в основном, мороженая продукция из минтая (филе, фарш, икра), варено-мороженые конечности и мясо краба, а также рыбная мука.

    АО "Океанрыбфлот" неоднократно присуждались международные призы за технологию и качество, предприятию был присвоен официальный статус "Лидер российской экономики".

    Флагман активного морского рыболовства на Камчатке, несмотря на все сложности переходного периода, приобрел главное - опыт не только выживания, но и развития в жестких рыночных условиях. И сохранил лучший флот и специалистов.

    "Океанрыбфлот" всегда славился как кузница кадров рыбацкой Камчатки, умелых командиров и профессиональных рыбаков. Сотни работников этого коллектива были награждены высокими правительственными наградами, в том числе - Героя Социалистического труда получили Георгий Васильевич Мещеряков, Михаил Иванович Лисаков. Ордена Ленина удостоены Виктор Матвеевич Паршиков, Алексей Васильевич Катунин, ордена "Дружбы народов" - 6 человек, ордена "Красного Знамени" 20 человек и столько же - ордена "Знак почета". Медалью "За трудовую доблесть" награждены 26 человек, медалью "За трудовое отличие" - 32 человека. 24 рыбакам вручены ордена "Трудовой славы", шестеро имеют звания "Знатный рыбак Камчатки" и двое - "Заслуженный работник рыбного хозяйства".

    К 300-летию российского флота 300 работников АО "Океанрыбфлот" были отмечены правительственными наградами. И этот перечень можно еще долго продолжать.

    И как бы ни было трудно, акционерное общество "Океанрыб-флот" все эти годы без излишней шумихи осуществляет социальную программу: шефство над Елизовским детским домом инвалидов, доплаты к пенсиям ветеранам, материальная помощь пенсионерам, в том числе тем, кто уехал жить на "материк", выдача бесплатной рыбы для домов престарелых, пенсионерам. И многое другое.

    Лидер

    В течение последних трех лет постоянно повышалась зарплата работникам (в 2001 году среднемесячная зарплата составила 17,0 т.р.), соответственно увеличивались и отчисления во внебюджетные социальные фонды. Выросли и налоги на прибыль, хотя суда работали вполсилы из-за недостатка квот на вылов биоресурсов. Компания делала все возможное, чтобы не только стабилизировать свое экономическое положение, но и увеличивать доходы, пополнять бюджеты, фонды, участвовать в энергетических программах, в том числе и по обеспечению области топливом. Крупная, стабильно работающая компания вносит львиную долю поступлений в тот же региональный бюджет: удельный вес "Океанрыбфлота" в общих финансовых поступлениях области достигает 30 процентов. Предприятие обеспечивает рабочими местами до 3000 человек, дает работу и доходы судоремонтникам, потребительскому рынку, обслуживающей инфраструктуре. Акционерное общество "Океанрыбфлот" обладает более, чем 5% собственных средств в девяти предприятиях, принадлежит к шести ассоциациям и биржам.

    По сведениям, опубликованным в средствах массовой информации, в 2000 году "Океанрыбфлот" заплатил в бюджетные и внебюджетные фонды 480 миллионов рублей. Только в Пенсионный фонд было перечислено 103 миллиона рублей. Вложения в газоэнергетический комплекс составили 141 миллион рублей, 61 миллион рублей затрачено на покупку топлива для области.

    Удачным оказался и 2001 год: своевременно был выставлен флот на промысел, в Охотском море освоили 50 тысяч тонн минтая. Из-за тяжелой ледовой обстановки БАТМы освоили и те квоты, которые не смогли выбрать среднетоннажники. В итоге на 600 миллионов рублей больше предыдущего года выпустили продукции, валовая прибыль увеличилась на 115 миллионов рублей. Соответственно выросли и отчисления в бюджеты всех уровней, внебюджетные социальные фонды.

    То, что крупнотоннажный флот оказался в исключительной экономической зоне России - не вина "Океанрыбфлота". Это был вынужденный шаг: и чтобы сохраниться, и чтобы удержать присутствие камчатского флота в Беринговом и Охотском морях. Из всех имевшихся в наличии к началу реформ судов оставили только четверть - 15 судов. И годами ждали, что эта государственная проблема решится на федеральном уровне.

    И в конечном итоге предприятие оказалось заложником нового кризиса. К оскудению сырьевой базы добавились аукционы. Ведь рыбу черпали не только вмиг расплодившиеся многочисленные фирмы, но и иностранцы всех мастей.

    А ведь "Океанрыбфлот" - традиционный пользователь и имеет приоритетное право на квоты тех биоресурсов, которые не в силах освоить средний флот по своим техническим характеристикам. Надо только умело все рассчитать и спланировать, и это должны делать профессионалы, знающие моря досконально.

    В 2001 году акционерное общество смогло закупить квоты на аукционах за счет средств, предназначенных на строительство новых среднетоннажных судов на отечественных верфях. Однако продолжение этого эксперимента и в 2002 году ставит даже такое стабильное предприятие в тупик.

    Губительный для рыбаков эксперимент по введению аукционной продажи "рыбы в воде" экономически несостоятелен, ибо относительная выгода федерального центра перечеркивается теми громадными потерями, которые несут прибрежные регионы и население, проживающее на этой территории.

    Уже никто не спорит, что биоресурсы должны быть платными, надо только выработать разумный механизм изъятия природной ренты, сочетающей интересы как центра, так и субъектов федерации и пользователей биоресурсов. А проблему больших судов необходимо решать в целом по Дальневосточному бассейну. Ведь крупнотоннажный флот имеется не только у "Океанрыбфлота". И все, что вышло за пределы нормативного срока эксплуатации, наверное, надо списать, продать, другую часть переоборудовать под приемо-обрабатывающий флот для судов-ловцов. Ведь плавбаз на Камчатке раз-два и обчелся. И тогда, возможно, не будут сдавать ценный лосось на суда других областей, и деньги от рыбы останутся у нас на Камчатке. Да и не все крупнотоннажники могут идти в далекие моря-океаны, только относительно новые и экономически эффективные. Конкуренция-то за сырьевые ресурсы жесткая.

    Конечно, высококлассные топ-менеджеры акционерного общества "Океанрыбфлот" найдут достойный выход из ситуации. "Смелый и умный найдет выход из любой беды", - сказал в начале реформ Валерий Викторович Топчий, который 25 лет держит в своих надежных руках штурвал Большого Флота Камчатки. И это он подтвердил делом.

    Определенный шанс и лимит времени у предприятия имеется, если судить по федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России" на 2002-2010 годы и ее подпрограмме "Рыбные биологические ресурсы и аквакультура": в ней до 2005 года предусматривается максимально использовать имеющийся потенциал рыбопромыслового флота, осуществить финансовое оздоровление предприятий всех форм собственности, усовершенствовать законодательную базу рыбной отрасли. В этот период будут реализованы мероприятия по активизации отечественного промыслового судостроения. А с 2005 года начнут предприниматься меры по становлению конкурентоспособной экономики рыбного хозяйства, в первую очередь за счет обновления промыслового флота.

    Ожидается, что к 2010 году среднедушевое потребление в России отечественных рыбных товаров составит не менее 18 килограммов.

    Вот такие ориентиры. И они вселяют надежды.

    Лидия ЕГИНА,

    бывший начальник ПЭО

    производственного объединения "Камчатрыбпром",

    член Союза журналистов РФ




    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес