Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    АКО :
    все материалы
    1. Первенцы АКОфлота
    2. АКЦИОНЕРНОЕ КАМЧАТСКОЕ ОБЩЕСТВО
      В ПРОМЫШЛЕННОМ ОСВОЕНИИ И РАЗВИТИИ
      CЕВЕРО-ВОСТОКА В 1927—1945 гг.:
      ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
    3. ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      АКЦИОНЕРНОГО КАМЧАТСКОГО ОБЩЕСТВА
    4. Хроника АКОфлота: год 1938-й
    5. Промысловый флот АКО (1936-1940)
    6. Морской рыбопромысловый флот Акционерного Камчатского общества в 1936-1940 гг.
    7. Хроника АКОфлота: год 1937-й
    8. Документы об образовании и деятельности Акционерного Камчатского общества
    9. Некоторые итоги работы Акционерного Камчатского общества
    годы:
    «.» 1922 - 1945 гг.
    2007, № 10 "Рыбак Камчатки"

    Хроника АКОфлота: год 1937-й

    4 июля 2007 г. исполнится 80 лет со дня организации Акционерного Камчатского общества (АКО), созданного для комплексного развития экономики полуострова. Его преемниками являются Камчатгосрыбтрест (возникший на базе АКО осенью 1945 г.), Главкамчатрыбпром (с 1946 г.), затем Камчатрыбпром.


    На протяжении многих лет 4 июля 1927 г. на Камчатке отмечалось не только как дата создания государственной рыбной промышленности, но и призванного обслуживать ее морского транспортного флота. Впрочем, точных данных на этот счет флотское начальство долгое время не имело. И вот в начале 1977 г., на пороге предполагавшегося 50-летия, руководство базы транспортного и рефрижераторного флота Рыбхолодфлота (так с 1 января этого года стал называться бывший Камчатрыбфлот) обратилось к жившему во Владивостоке своему бывшему работнику капитану А. Е. Миронову с просьбой найти дату организации предприятия.

    Вот что ответил А. Е. Миронов 20 февраля 1977 г.: «Главное — это разыскать дату прибытия во Владивостокское АКО из Америки теплохода “Охотск” (бывший “Апекс”). 18 февраля закончил изыскания, побывав за это время у: 1) Начальника дальневосточной инспекции Регистра, но она хотя и существовала с 1924 г., начала же обслуживать рыбные суда значительно позже, с поступлением крупнотоннажного рыбопромыслового и транспортного флота, а именно: “Ительмен”, “Орочон”, “Сима” и других, а также краболовов — это примерно с 1931 г. Мелкотоннажный же флот обслуживал портнадзор торгового порта, включая даже китайские парусные шаланды. 2) Побывал у капитана морского рыбного порта. Он сообщил мне, что рыбный порт начал функционировать только с 1938 г., а на этом месте существовал четвертый район торгового порта, куда я «паломничал» несколько раз, но результат отрицательный. 3) Два дня работы в государственном архиве Приморского края дали результат, которым и надо, по моему мнению, руководствоваться юридически о начале организации АКОфлота, то есть с 11 апреля 1928 г. (момент «крещения» судов “Охотск”, “Чукотка”)».

    Так выяснилось, что фактической датой создания АКОфлота является начало апреля 1928 г., когда во Владивосток пришли его первые суда — шхуна «Чукотка» и теплоход «Охотск». Впрочем, переносить дату празднования не стали. Чествование ветеранов прошло в октябре 1977 г…

    Об обстоятельствах приобретения первых судов АКО и ранних годах их работы неоднократно рассказывалось на страницах «Рыбака Камчатки». Ниже мы покажем, как трудились моряки АКОфлота во второй половине 1930-х гг. Это сложный период в жизни страны и полуострова освещен еще недостаточно.

    К началу 1937 г. АКОфлот насчитывал: семь транспортных пароходов - «Эскимос», «Якут», «Ительмен», «Орочон», «Колыма», «Чавыча», «Сима», буксир-спасатель «Кит» и три паровых траулера (тоже работавших как транспорты) - «Дальневосточник», «Восток» и «Буревестник» общей грузоподъемностью 25 412 т.

    В январе 1937 г. моряки активно обсуждали любопытный документ: «Рапорт. Москва. Кремль. Вождю народов т. Сталину. Председателю Совнаркома СССР Молотову. Народному комиссару пищевой промышленности СССР Микояну».

    «…Большой недостаток нашей промышленности — это плохая работа флота АКО. Мы должны добиться от наших руководителей прекращения простоя судов, чтобы нам быстро завозили промснаряжение, промтовары и вывозили вовремя рыбопродукцию. Все суда, приходящие на Камчатку, должны работать по примеру таких лучших судов, как “Чавыча”, “Якут”, “Восток”.

    Камчатка наша растет. Недаром, например, Петропавловский порт по своему грузообороту вырос в 12 раз. Если в 1929 г. через него прошли 80 судов, то в 1936 г. — 176 советских и 30 иностранных. Мы должны добиваться того, чтобы весь плавсостав работал так, как работают зачинатели стахановского движения на Камчатке — бригады грузчиков Петропавловского порта АКО Труфакина, Владимирова и другие наши славные стахановцы».

    Экипаж «Буревестника» просил внести в рапорт поправки о недостатках в организации обработки пароходов на комбинатах. Он высказался за улучшение бытового положения, предлагая «построить в Петропавловске клуб моряков, включить в рапорт вопрос о более широком развертывании советской торговли на Камчатке, включить в рапорт пункт о постройке холодильников на Камчатке». Моряки предлагали упомянуть в рапорте и их траулер, «как перевыполняющий план из года в год, а также берущий обязательства выполнить план грузоперевозок 1937 г.».

    Сам «Буревестник» стоял в капитальном ремонте на Петропавловской судоверфи, первая очередь которой только что (с 7 ноября 1936 г.) вошла в эксплуатацию. По словам моряков, «свое первое испытание — ремонт судов флота АКО — камчатский завод выдерживает вполне хорошо».

    23—24 января 1937 г. в Петропавловске прошла конференция предприятий АКО. Ее стенограмма содержит немало эпизодов, характеризующих состояние флота общества в этот период. Основные проблемы, препятствующие его нормальной работе, озвучила капитан «Чавычи» А. И. Щетинина, к этому времени достигшая всесоюзной известности. Еще 10 января 1937 г. руководство АКО распорядилось командировать ее «в Москву за получением ордена». Соответствующее распоряжение в этот день пришло на Камчатку из Главрыбы. Выдающиеся личные качества, а также большой авторитет среди моряков придавали словам Анны Ивановны значительный вес, заставляя прислушиваться к ним партийных и хозяйственных руководителей высоких рангов.

    Главной проблемой в работе флота являлись его большие простои. По мнению А. И. Щетининой, каждое судно следовало закрепить за определенным рыбокомбинатом: «тогда будут взаимно стараться и судно, и берег наладить работу». Требовалось четко планировать работу судов в ненавигационное время. Зачастую они одновременно становились в ремонт, затем так же одновременно выходили из него и скапливались в необорудованном Петропавловском порту, не приспособленном для их массовой обработки. Следовало своевременно передавать судам извещения об изменении условий плавания, дабы избежать ситуаций вроде: «Нам не сказали, что в Петропавловске выставлены огни, и мы не знаем, где они выставлены». Зимой же следовало организовать передачу метеосводок и ледовой обстановки.

    Меры, могущие способствовать уменьшению простоев пароходов в комбинатах, предлагал и диспетчер-ревизор АКОфлота капитан Ф. И. Волчкович. Ими могли стать доставка грузов на побережья до начала рунного хода рыбы, позволявшая снизить посылку судов в период лова до минимума, тарировка грузов в тару весом не выше 50—60 кг, упростить и ускорить выгрузку, прекращение отправки на одном пароходе груза в несколько комбинатов. Приемные базы комбинатов следовало снабдить кунгасами, установить на них паровые лебедки и транспортеры, а также организовать особые «выгрузочные артели» в составе 50—60 чел. В модернизации нуждался и порт в Петропавловске: здесь следовало соорудить еще два пирса и шесть складов.

    О сокращении простоев судов говорилось и на самом высоком уровне: 4 марта 1937 г. Наркомпищепром СССР издал № 393 «О плане работ АКО на 1937 г.». Документ обязывал начальника АКО И. А. Адамовича вести строгий учет простоев судов в Петропавловске, Владивостоке и на комбинатах. Для поощрения досрочной обработки пароходов АКОфлоту следовало выплачивать портам и комбинатам премии.

    9—10 мая 1937 г. в политотделе АКО прошло совещание по подготовке к путине. Выступивший помощник капитана по политической части (помполит) парохода «Ительмен» Н. Н. Сельянов называл одним из способов улучшения показателей работы флота введение хозрасчета. Двухлетние эксперименты в этой области пока успехами не увенчались.

    «Когда мы об этом говорили, и когда начали делать попытку ввести его, нам сказали: “Вы комбинаты разденете, потому что придешь на какой-нибудь пункт, то пароход Морфлота разгружается в первую очередь, а наш — в последнюю”. Если бы мы ввели хозрасчет, тогда бы мы раздели комбинаты. Одна попытка “Орочона” дала 110 тыс. руб. штрафов с Корфского комбината. В конце концов, нужно покончить с этим делом. Я предлагаю ввести хозрасчет, сделать так, как с Морфлотом, почему мы Морфлоту платим диспач (премию за сэкономленное на обработке время. — С. Г.), а нашим нет?»

    Вопрос о переводе АКОфлота на хозрасчет вновь рассматривался 25 июня 1937 г. на заседании у недавно назначенного заместителя начальника АКО А. С. Абарбарчука. Присутствующие поручили начальнику АКОфлота М. М. Плехову пересмотреть штаты экипажей судов в сторону их сокращения, не нарушая законодательства в части трудоемкости выполняемых ими работ. Порядок перевода судов на хозрасчет было решено разработать и представить на утверждение руководству АКО и Наркомпищепрому СССР к 15 июля 1937 г.

    12 июня 1937 г. в местной газете было опубликовано письмо командования «Ительмена». В нем делался упор на сознательный развал работы флота за счет деятельности так называемых «врагов народа»: призывы к их активному «разоблачению» прозвучали на прошедшем в Москве в конце февраля — начале марта 1937 г. печально знаменитом пленуме ЦК ВКП(б).

    «В начале февраля текущего года команда “Ительмена”… взяла на себя обязательство обойтись без специальной стоянки для ремонта и произвести его на ходу. Одно это обязательство гарантировало перевыполнение плана грузоперевозок. Благодаря усилиям команды улучшены ходовые качества судна. “Ительмен” может идти девятиузловым ходом, что превышает норму, предлагаемую экипажем “Симы”.

    Казалось бы, все обстояло, как нельзя лучше. Но вредительская рука, действовавшая в АКО, и, в частности, во Владивостокской конторе, приложила усилия к срыву работы экипажа. Нужно сказать, что врагам народа это отчасти удалось. В ожидании угля “Ительмен” с 5 000 т груза простоял во Владивостока около трех месяцев.

    С. В. Гаврилов.

    печатная версия



    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес