Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Никоноров Иван Васильевич:
    все материалы
    1. «Есть мнение назначить вас на тяжелый участок работы — начальником Главрыбвода».
    годы:
    «.» 1945 - 1991 гг.
    «.» 1991 г. - до наших дней
     "Рыбацкие новости", № 187

    «Есть мнение назначить вас на тяжелый участок работы — начальником Главрыбвода».

    События развивались для меня неожиданно и быстро. Министр рыбного хозяйства СССР А.А. Ишков пригласил меня на прием и сказал: «Есть мнение назначить вас на тяжелый участок работы — начальником Главрыбвода».
     
    Я честно ответил: «Когда я еще был директором КаспНИРО, то дал себе слово — никогда не работать в органах рыбоохраны, так как хорошо представляю себе все ее трудности. Более того, с 1962 года работаю в Управлении науки заместителем начальника Управления и хотел бы продолжить работу в этом направлении». Министр приветливо улыбнулся, и разговор продолжился. Я понял, что он не намерен менять своего решения. Трудно спорить с министром. Все же, уходя, я попросил Александра Акимовича дать мне время подумать...
    На другой день я уже был на беседе у зав. отделом ЦК КПСС П.И. Сизова, где было не принято вести споры. На следующий день, 28 февраля 1969 года (я его запомнил на всю жизнь), А.А. Ишков представил меня коллективу Главрыбвода.
    Ознакомившись с системой Главрыбвода, я действительно еще раз удостоверился, что меня ожидают большие трудности. Система состояла из 41 бассейнового управления, в состав которых входило 726 районных, областных, краевых и республиканских инспекций рыбоохраны, 68 рыбоводных предприятий, 2300 единиц речного и морского флота и другие транспортные средства. Одним словом, весь рыбохозяйственный фонд бывшего СССР был подконтролен органам рыбоохраны. При этом численность работников составляла свыше 20 тысяч человек, из них инспекторов — 3600.
    Вскоре состоялось совещание у министра А.А. Ишкова с начальниками бассейновых управлений и руководящим составом Главрыбвода. Поводом для встречи послужила проверка Комитета партийного контроля при ЦК КПСС, проведенная в Уралкаспрыбводе (г. Гурьев). Проверкой вскрыты факты, когда работники рыбоохраны покрывают злостных браконьеров и, более того, берут взятки, а иногда и сами становятся на путь браконьерства. Отмечены серьезные недостатки в подборе кадров, слабое участие общественности в охране рыбных запасов. Комитетом обращено внимание на то, что руководство Министерства рыбного хозяйства СССР неудовлетворительно выполняет указания ЦК КПСС об усилении охраны рыбных запасов и нетерпимом отношении к недостаткам в работе Урало-Каспийского бассейнового управления и Главрыбвода. Более подробно результаты проверки были изложены в статье «Никому не дозволено», опубликованной в газете «Правда» 24 января 1969 года.
    На совещании выступил министр, который отметил основные недостатки, имевшие место в работе органов рыбоохраны.
    В развитии выступления А.А. Ишкова начальники управлений отметили недостатки и высказали много важных идей и начинаний. Начальники признали, что кадровые недостатки свойственны всем инспекциям, отметили роль общественной рыбоохраны, дружинников, оперативных групп, необходимость изменения системы оплаты и утверждения устава «Службы органов рыбоохраны».
    Министр отвечал не только за работу отрасли, но и курировал Главрыбвод. Все это вселяло надежду на постоянную помощь и поддержку с его стороны. У сотрудников центрального аппарата Главрыбвода и его бассейновых управлений появилась уверенность в том, что наступил реальный перелом в деятельности всей системы Главрыбвода.
    Впереди ждала огромная организаторская и созидательная работа по реализации принятого решения. Все то, что можно было сделать силами и средствами Главрыбвода, реализовывалось незамедлительно, была разработана программа по наведению порядка с кадровыми вопросами.
    Кардинальные решения вопросов по улучшению деятельности системы Главрыбвода были заложены в проекте постановления Правительства. Для быстрейшего выхода его в свет в Главрыбводе была создана специальная комиссия. Несмотря на это, постановление СМ СССР «О мерах по усилению охраны рыбных запасов в водоемах СССР» вышло только через год.
    Указанным постановлением упорядочивается любительское рыболовство, вводится обязательная регистрация плавсредств с нанесением на них бортовых номеров, ограничивается мощность моторов любительских плавсредств; утверждаются таксы для исчисления ущерба, наносимого рыбным запасам незаконным выловом; запрещаются продажа частным лицам ценных видов рыб, а также икры и другой продукции из этих рыб; продажа орудий лова и сетематериалов, применение которых в данной местности запрещено «Правилами рыболовства».
    Все это позволяет создать дополнительный барьер браконьерству.
    Правительством предоставлено право органам рыбоохраны предъявлять иски государственным предприятиям и учреждениям о взыскании в доход государства средств в возмещение ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате нарушения «Правил рыболовства и охраны рыбных запасов», с использованием этих средств на мероприятия по воспроизводству рыбных запасов.
    Важным моментом в улучшении деятельности органов рыбоохраны и повышении государственного авторитета инспекторов является бесплатная выдача руководящим работникам рыбоохраны и инспекторам форменной одежды со знаками отличия.
    Министерством в соответствии с постановлением Совета Министров СССР издан приказ по укреплению органов рыбоохраны, улучшению их деятельности по борьбе с браконьерством и предотвращению нарушений «Правил рыболовства и охраны рыбных запасов в водоемах СССР».
    Приказом выделяются дополнительно катера, машины, мотоциклы и другие виды транспорта и флота, а также деньги на долевое строительство жилья через исполкомы, что особенно важно. Постановление Правительства укрепило техническую базу органов рыбоохраны и позволило создать при бассейновых управлениях эффективно работающие оперативные инспекции и активизировать работу 62 тысяч общественных инспекторов, действующих в инспекциях бассейновых управлений.
    Это важное постановление придало новые силы коллективу сотрудников рыбоохраны. Ряд крупных и действенных мероприятий в этом направлении осуществили Советы Министров союзных и автономных республик. Мы, со своей стороны, смогли улучшить подбор кадров, повысить ответственность каждого работника рыбоохраны; ее инспекциям стали активнее и шире помогать органы МВД СССР. Разработан план совместных мероприятий МВД СССР и Минрыбхоза СССР по борьбе с нарушителями «Правил рыболовства». Улучшился контакт органов рыбоохраны с органами прокуратуры и суда. Утвержден «Устав службы органов рыбоохраны».
    За период 1969–1981 годы по Главрыбводу было принято три важных постановления Правительства и Указ Президиума Верховного Совета, выполнение которых коренным образом меняло ситуацию в области охраны рыбных запасов и одновременно свидетельствовало о государственном внимании к этому органу охраны.
    Однако интересы по охране природы у разных отраслей различные. Между ними возник целый клубок противоречий. Необходим был орган, объективно рассматривающий спорные ситуации. Понимая это, Совет Министров СССР постановлением от 13 июля 1981 года № 673 образовал Комиссию Президиума Совета Министров СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
    Возглавили комиссию заместитель председателя СМ СССР И.Т. Новиков, а затем — З.Н. Нуриев и А.Х. Догужиев.
    Комиссия обеспечивала контроль за ходом выполнения решений директивных органов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, рассматривала крупные проблемы преобразования природы в стране, усиления координации деятельности министерств, ведомств, Советов Министров союзных республик и общественных организаций по решению вопросов комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
    Большую поддержку в охране рыбных запасов оказывает органам рыбоохраны прокуратура.
    Существенное влияние на улучшение такого взаимодействия оказали приказ Генерального прокурора СССР от 27 мая 1983 года № 32 «Об усилении надзора за исполнением законодательства об охране животного мира» и указание «О мерах по устранению недостатков в координации и взаимодействии прокуратуры с правоохранительными и природоохранными органами в борьбе с нарушениями законов об охране природы и рыбных ресурсов» от 5 июля 1984 года № 29/7.
    Как известно, эффективность охраны рыбных запасов зависит от совместных усилий всех государственных органов и общественных организаций, от того, насколько действенно и целенаправленно организована работа природоохранных и правоохранительных органов.
    Проведенное по инициативе Прокуратуры СССР в марте 1984 года Всесоюзное межведомственное совещание работников правоохранительных и природоохранных органов в г. Волгограде выработало направления и рекомендации по вопросам усиления борьбы с нарушениями законов об охране рыбных запасов на внутренних водоемах страны. С докладом выступил Генеральный прокурор А. М. Рекунков.
    Работа органов рыбоохраны и внутренних дел стала планироваться на всех уровнях, начиная от министерства до районных инспекций.
    В большинстве бассейновых управлений вошло в практику составление совместных годовых планов по усилению борьбы с браконьерством не только с органами внутренних дел, но и с другими правоохранительными и природоохранными органами: прокуратурой, народными судами, обществами охраны природы, республиканскими комитетами по охране природы, обществами охотников и рыболовов и др.
    В 1984 году работниками органов рыбоохраны и внутренних дел совместно выявлено свыше 46,6 тысяч злостных нарушений «Правил рыболовства» против 31,6 тысяч нарушений в 1978 году.
    Прокуратурой СССР и Минрыбхозом СССР разработан и утвержден комплекс мероприятий по устранению негативных явлений, что положительно сказалось на укреплении законности и улучшении работы органов рыбоохраны.
    Работниками Прокуратуры СССР с участием специалистов Главрыбвода в 1984–1985 годах осуществлены проверки исполнения законодательства об охране рыбных запасов в Волгоградской, Астраханской, Гурьевской, Уральской, Иркутской областях и Дагестанской АССР. По результатам проверок вопрос об активизации борьбы с браконьерством рассматривался на Коллегии Прокуратуры СССР с участием ответственных работников Министерства рыбного хозяйства и Главрыбвода.
    В последние годы большое внимание было уделено борьбе со злостным браконьерством. На водоемах страны в 1984 году выявлено около 327 тысяч нарушений «Правил рыболовства и охраны рыбных запасов». Более 5 тысяч материалов по таким фактам направлено в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
    К проводимым на водоемах страны мероприятиям по охране рыбных запасов широко привлекалась общественность, с участием которой выявлено более 70 процентов нарушений.
    Поступательное развитие отрасли, в том числе и Главрыбвода, было прервано из-за крупных ошибок по их перестройке в новых условиях. В результате чего вдвое снизились уловы, а потребление рыбопродуктов — до 8–10 кг на душу населения, что недопустимо с точки зрения продовольственной безопасности страны.
    Современное разделение органов охраны по нескольким «удельным княжествам» (Главрыбвод, Погранохрана, Минприроды РФ и т. д.) привело к ненужной конфронтации и резкому сокращению запасов рыб в исключительной экономической зоне России. Более того, огромные прибрежные районы на Сахалине и Камчатке, где сосредоточен основной промысел лососевых, остались без охраны. Многолетняя практика показала, что только общими усилиями, всем миром, под силу решить эту проблему.
    И.В. НИКОНОРОВ,
    д-р техн. наук,
    начальник Главрыбвода
    в период с 1969 по 1987 гг.
    «Рыбацкие новости»


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес