Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Гаврилов Сергей Витальевич:
    все материалы
    1. 100 лет 80 лет…
    2. Cергей Гаврилов: "Все мы родом из детства, или планы на будущее"
    годы:
    «.» 1991 г. - до наших дней
    03.07.2008 www.fishkamchatka.ru
    "Талантливый человек талантлив во всём". В истинности этой народной мудрости в полной мере убеждаешься после знакомства с интересными, разносторонними, открытыми миру людьми, такими, как Сергей Витальевич Гаврилов. Сергей Витальевич не просто доцент Камчатского государственного технического университета, а ещё и любимый преподаватель большинства студентов. Помимо преподавательской деятельности является исследователем развития судовой техники, истории морского транспорта и рыбопромышленного освоения Охотско-Камчатского побережья, действительный член Русского Географического общества, член Союза писателей России, автор многих книг и исследовательских работ.
    Сергей Витальевич, расскажите о себе: где родились, о семье, о своих увлечениях в детстве.
    Я родился в 1962 г. на Камчатке, в поселке Озерновский, что на юго-западе Камчатки. Мой отец, Виталий Васильевич Гаврилов (1926—1976), в то время работал директором Озерновского рыбокомбината, мама — Нина Алексеевна Гаврилова (род. 1925) — там же технологом и начальником лаборатории. Оба — выпускники Астраханского рыбвтуза конца 1940 — начала 1950-х гг. Дед — Василий Зотович Гаврилов — еще до революции 1917 г. получил педагогическое образование, в годы Первой мировой и гражданской войн был офицером Русской армии. По окончании войны и смуты дед по специальности не работал (подозреваю, что не дали, как "бывшему"), будучи почтовым служащим и сотрудником рыбвода. Отец был хорошим инженером и организатором производства, некогда хотел заниматься наукой, писать книги, но не сложилось. Случайно или нет, но так уж получилось, что всем этим пришлось заниматься мне. Не будучи педагогом по основному образованию, всю жизнь тружусь в области морского рыбохозяйственного образования и свыше десятка лет пытаюсь изучать историю Камчатки, в том числе писать книги. Тут поневоле задумаешься о "генетической предрасположенности", "наследственности", "преемственности" и прочем. Наверное, все-таки что-то в этом есть.
    Смысл расхожей фразы: "Все мы родом из детства" начинаешь понимать с годами. Действительно, образ жизни, привычки, увлечения закладываются в самом раннем возрасте как отзвук окружающей семейной обстановки. Здесь мне повезло — обстановка была вполне творческая. Родители — люди интеллигентные и воспитанные, с широким кругозором, привили интерес к познанию окружающего мира и способность размышлять над увиденным.
    Детских увлечений было много: фотодело, радиолюбительство, собирание марок, много прочего, но в серьезные занятия, остающиеся на всю жизнь, они не переросли. Хотя фотографирую и поныне с удовольствием (особенно с учетом того, что при помощи современных цифровых "мыльниц" это не составляет никакого труда), а детская коллекция марок с изображением репродукций картин русских и западноевропейских художников хранится в шкафу в полной исправности и периодически перелистывается как справочник.
    Самым же любимым занятием и тогда, и сейчас полагаю чтение. Кстати, общаясь со студентами, вижу, как многим из них в наш бурный век цифровых технологий не хватает именно старого, доброго чтения "бумажных" книжек. По-моему, нехватка чтения значительно обедняет личность и предопределяет тот факт, что многие молодые люди не умеют четко сформулировать мысли ни словами, ни на бумаге. А ведь отсутствие логики в словах свидетельствует об отсутствии упорядоченности в голове. Скоро многим из них предстоит занять некие "командные высоты" и отдавать распоряжения, в том числе, как недавно говорили, "судьбоносные", которые будут определять судьбы множества людей, в том числе и наши с вами.
    Читать научился рано, еще до школы. В младших классах с большим удовольствием читал популярные книги, такие, как С. Алексеева, причем интересовался в основном военной тематикой: Суворов, Пугачев, события 1812 г. Нравилось читать про то, как проектировались и строились корабли, самолеты, танки, рассматривать схемы и чертежи образцов техники. Тогда же познакомился с хорошо иллюстрированной книгой "Корабли-герои". В ней наибольший интерес у меня вызвали почему-то не элегантные парусники, а ощетинившиеся стволами громадных орудий допотопные неуклюжие броненосцы с большущими цилиндрическими дымовыми трубами, напоминавшими голенища сапог. Довольно рано впервые прочитал "Цусиму" А. С. Новикова-Прибоя. В этой потрясающей вещи самое большее впечатление на меня произвели не великолепно прописанные батальные сцены, а описания работы механизмов, движения орудий, погрузки угля и подобные "технические" вещи.
    Когда стал постарше, познакомился с книгами из серии "Замечательные корабли", первая из них "Крейсер “Варяг”", вышедшая еще в 1975 г. Они подробно рассказывали не просто об истории создания кораблей, но о политической ситуации вы стране и мире, предшествовавшей их появлению, содержали технический анализ прототипов, массу инженерных подробностей. Сейчас понимаю, что эти работы сыграли значительную роль как в становлении моего интереса и к будущей специальности судомеханика, так и к истории флота именно в ее техническом аспекте.
    Где и по какой специальности учились?
    В 1977 г. окончил восемь классов памятной многим старожилам Петропавловска средней школы имени Л. Н. Толстого, что на улице Ключевской. Этот год стал для школы последним — через год ее преобразовали в межшкольный учебно-производственный комбинат, которым руководил легендарный, без всякого преувеличения, педагог Иван Петрович Олейников. Последний — десятый — класс одновременно учился в комбинате по вполне "технической" специальности "автодело" и в первой средней школе, расположенной на улице Пограничной. По окончании школы поступил на судомеханический факультет Камчатского филиала Дальневосточного технического института рыбной промышленности и хозяйства. Такое длинное и официальное название использовалось довольно редко, в обиходе обычно ограничивались коротким — "Дальрыба". За два с лишком десятка лет деятельности филиала, на Камчатке, да и за ее пределами, сложился целый "клан" его выпускников, для которых слово "Дальрыба" и поныне является своеобразным "паролем", определяющим их принадлежность к определенному сообществу.
    В филиале получил одну из самых универсальных специальностей, какие имеются в перечне профессий, даваемых в вузах, — инженера-механика по эксплуатации судовых силовых установок. С учителями и наставниками повезло. Это были хорошие, достойные, уважаемые люди, ученые и педагоги. Многие из них уже ушли от нас навсегда, но небольшая часть продолжает успешно работать в наследнике филиала — Камчатском государственном техническом университете. Пользуясь возможностью, передаю слова благодарности Владимиру Андреевичу Ткаченко, Жанне Федоровне Иваницкой, Людмиле Константине Сафроновой и другим, дай Бог им здоровья и долголетия.
    Что определило Ваш жизненный путь, Ваш интерес к истории рыбной промышленности Камчатки?
    Как я уже говорил, интерес к истории появился в детстве. Долгое время никакого "выхода" этот интерес не давал, было интересно, да и все. Толчков же к конкретным делам в этой области оказалось два.
    Первый — осознание факта, что времена казака-покорителя Камчатки В. Атласова и капитан-командора В. Й. Беринга оказались нам гораздо более ведомы, чем события, происходившие всего полвека назад, хотя последним имеются и документы, и живые свидетели. К этому выводу я пришел в начале 1990-х гг., когда стал регулярно посещать общественные чтения и конференции, проходившие, например, в гостеприимной областной библиотеке им. С. П. Крашенинникова.
    Второй — желание заняться научной работой. В середине 1990-х гг. уже был приобретен вполне приличный преподавательский опыт. В моем учебном заведении ожидалось открытие аспирантуры. Вполне естественно сложилось название будущей научной работы: "Историко-технический анализ судовых энергетических установок судов Камчатского бассейна". Осталось дело за материалами. За ними я и отправился в областной архив, где засел за изучение фондов, касающихся флотских организаций. Результаты этого изучения и расстроили, и порадовали. Расстроили тем, что никаких документов по предполагаемой теме исследования там не оказалось. Как выяснилось, эти бумаги уничтожаются спустя довольно короткое время. Считается, что интереса для истории они не представляют. А порадовали тем, что передо мной раскрылся неведомый, интересный и драматичный процесс формирования той среды, в которой мы сейчас живем.
    Чем привлекла Вас история Камчатки?
    История Камчатки привлекает своей необычностью: наш край оказался местом пересечения множества интересных судеб и удивительных событий. К тому же она (я имею в виду русский период) очень короткая: всего-то три с половиной века. Причем, как это ни странно, наиболее неизвестное время — это совсем недавно завершившийся двадцатый век. Это показалось мне несправедливым. Да и потом, неплохо было бы представлять себе прошлое той земли, на которой живешь и трудишься. Понимание того факта, что ты на ней не первый и не последний должно порождать ответственность за сохранность доставшегося от предков наследия и удерживать от необдуманных поступков, могущих принести неудобства последующим поколениям.
    Расскажите о Вашей первой опубликованной книге.
    Первая малотиражная историко-техническая книга называлась "Страницы истории судовой энергетики", она вышла в 1998 г. В ней были "скрещены" интерес к истории и специальность. Книга, первый вариант которой был готов в 1995 г., задумывалась как учебное пособие для курсантов-судомехаников по дисциплине "Введение в специальность". Она оказалась крайне несовершенной, и сейчас ничего, кроме улыбки у меня не вызывает. Но работа над ней позволила приобрести главное: очень ценный опыт, и "писательский", и редакторский. Со временем этот труд трансформировался в большую книгу "Судовые энергетические установки. История развития". В 2002 г. она получила официальный статус учебного пособия, а в 2003 г. увидела свет и сейчас используется в учебном процессе в нашем университете.
    Что же касается первой "настоящей" историко-краеведческой книгой, то ей стали "Маленькие камчатские истории", выпущенные "Камчатским печатным двором" в 2002 г. тысячным тиражом. Эта книга состояла из трех частей: "Город и горожане", включавшей несколько сюжетов из истории Петропавловска с 1854 по 1949 гг., "Штурмовать далеко море посылала нас страна…", рассказывавшей о создании камчатского флота в 1920—1930-х гг. и его работе во время войны (в дальнейшем эта тематика была развита в нескольких монографиях) и "Русские и японцы на Камчатке". Последнюю часть считаю особо значимой, так на основе уникальных документов из Архива внешней политики России удалось достаточно подробно показать, как на Камчатке в 1920—1930-х гг. местные власти и население взаимодействовали с ежегодно прибывавшими тысячами японских рыбаков. Напомню, что с начала ХХ в до 1944 г. берега нашего полуострова фактически превращались в сезонную промысловую базу иностранного государства.
    Надо сказать, что "Маленькие камчатские истории" явились своеобразным "отходом основной деятельности". Дело в том, что в 2001 г. я написал большую монографию с двойным названием "Вдоль камчатских берегов", она же "Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце XIX — первой трети ХХ вв.". Надежды на ее издание, прямо скажем, были весьма призрачными. Поэтому возникла идея подготовить "облегченный", более популярный и беллетризированный вариант. Им и стали "Истории". Средства их на издание выделил тогда еще существовавший Тралфлот, история которого с 1936 по 1945 гг. представлена во второй части книги.
    Монография "Вдоль камчатских берегов" вышла в 2003 г. Не могу не вспомнить, что в ее судьбе принял участие ныне покойный Почетный гражданин Петропавловска Роберт Савельевич Моисеев, давший хороший отзыв и поддержавший идею ее издания в областном Совете народных депутатов. Книга была опубликована, что называется, "на казенный кошт".
    Расскажите о других опубликованных книгах.
    Результатом "погружения в архивы" в последующие годы стали большая монография "Три века Петропавловского порта. Развитие портового хозяйства г. Петропавловска-Камчатского в 1740—1980 гг." (2004 г.) и сборник исторических очерков "Камчатское наследие" (2006 г.).
    Совсем недавно свет увидела монография "Флот Камчатки. 1928—1945". Эта работа имеет объем 442 страницы текста и 32 страницы иллюстраций. В ней прослежены история возникновения и первые годы работы морского транспортного и рыбопромыслового флота, базировавшегося на полуострове. Таких организаций было две, и обе они являлись подразделениями Акционерного Камчатского общества — уникальной хозяйственной организации, созданной для комплексного развития экономики Камчатки в 1927 г. Первая — морской транспортный флот (АКОфлот). Он появился весной 1928 г. и просуществовал под этим названием до октября 1945 г., когда был преобразован в Камчатрыбфлот.
    Строго говоря, собственно камчатским АКОфлот до середины 1930-х гг. не был. Ввиду малочисленности местного населения и обученных кадров, экипажи пароходов комплектовались в Приморье, там же размещались органы управления АКО и его подразделения, в том числе руководившие транспортными операциями, в Петропавловске отсутствовали судоремонтные предприятия и развитое портовое хозяйство, суда были приписаны к Владивостокскому порту. Только к концу 1930-х гг., с переносом дирекции общества на полуостров, модернизацией порта, развитием складского хозяйства и постройкой судоремонтной верфи Петропавловск становится основной базой флота. Первые годы АКОфлот пополнялся старыми паровыми судами зарубежной постройки, переоборудованными для работы на угле. Лишь в 1937 г. он приобрел современный танкер-теплоход "Максим Горький", прослуживший Камчатке более полувека.
    Первым рыбопромысловым флотом полуострова стала организованная в январе 1936 г. База активного опытного лова (БАОЛ), действовавшая возле берегов Камчатки, сдававшая улов преимущественно на местные предприятия. Суда БАОЛ управлялись из Петропавловска, здесь же они базировались, снабжались, ремонтировались и комплектовались экипажами. В отличие от АКОфлота, БАОЛ составляли по тому времени наиболее современные и хорошо механизированные суда. В конце 1930-х гг. БАОЛ придаются наиболее крупные и мощные промысловые суда — паровые траулеры. Отныне ее деятельность приобрела промышленный характер. Логичным результатом этого явилось преобразование БАОЛ в Управление активного морского рыболовства (Морлов). В 1941 г. Морлов получил береговую базу с холодильником, рыбозаводом и обслуживающими цехами и стал предприятием с законченным циклом производства: в его рамках добыча рыбы объединилась с обработкой.
    Особую роль АКОфлот и Морлов сыграли в годы Великой Отечественной войны. "Больше рыбы стране и фронту!" — вот главное содержание их деятельности в это тяжелое время. Доля АКОфлота в покрытии общей потребности Камчатки в грузоперевозках в военный период удвоилась, Морлов приступил к круглогодичной добыче рыбы. Два этих первых камчатских судовладельца стали родоначальниками всех существующих ныне и уже ушедших в историю рыбацких флотов полуострова.
    Надеюсь, что эта книга станет скромным вкладом в увековечение памяти первых камчатских моряков и рыбаков, в тяжелейших навигационных условиях осваивавших богатства прибрежных вод полуострова и прокладывавших здесь новые морские дороги. Они заслужили благодарность потомков своим самоотверженным трудом на благо родины.
    Работа над историей камчатского флота продолжается. Сейчас собираю материалы для последующих книг из этой серии. Называться они будут похоже: "Флот Камчатки. 1946—1968". Сейчас появились очертания двух частей: "Морской транспортный флот" и "Рыбопромысловый флот". Эта работа будет хронологически завершаться в 1968 г., ставшем для Камчатки рубежным: из крупнейшего судовладельца, которым тогда являлся Траловый флот, выделились "дочки", наиболее известной из которых стал нынешний лидер морского рыболовства "Океанрыбфлот". Планирую завершение работы над первой частью в 2009 г.
    Надеюсь, что удастся осуществить и третью часть задуманного: "Флот Камчатки. 1969—1991". А уж последующие времена оставим новым поколениям исследователей.
    Кем и где Вы работаете?
    Так уж получилось, что вся моя жизнь связна с подготовкой морских специалистов рыбохозяйственного комплекса. По окончании Камчатского филиала в 1984 г. был "распределен" в среднее Петропавловск-Камчатское мореходное училище в качестве преподавателя судомеханических дисциплин. Спустя несколько месяцев после начала работы отправился на срочную службу, попал на Тихоокеанский флот. Демобилизовавшись, в ноябре 1986 г. вернулся в мореходку. На рубеже 1990—1991 гг. она вошла в состав учебного комплекса "Петропавловск-Камчатское высшее инженерное морское училище". С той поры и тружусь в высшем морском рыбохозяйственном образовании. Последовательно прошел ступени преподавателя специальных дисциплин, старшего преподавателя, сейчас являюсь доцентом. Теперь мои учителя, которых упомянул выше, являются моими коллегами, а в университете уже работают и мои ученики. В августе следующего года исполнится четверть века, как служу (с двухлетним перерывом) одному и тому же делу.
    Полагая, что специалисту в любой области неплохо было бы знать истоки того дела, которым он профессионально занимается, заинтересовался историей морского рыбохозяйственного образования на полуострове. Этому посвящена моя самая объемная книга, названная известными словами классика "Мы все учились понемногу…" Книга, издательский макет которой был готов еще в начале 2005 г., включает 672 страницы текста и 74 фотовставок, общим числом свыше двухсот изображений. В ней показана более чем двухвековая история становления системы подготовки специалистов для флота и рыбной промышленности на Камчатке: от проектов В. Й. Беринга до современных профессиональных училищ, техникума, колледжей и технического университета по состоянию на 2002 г. Работа характеризует особенности образовательного процесса в различные периоды деятельности этих учебных заведений. При подготовке рукописи использованы материалы из фондов Государственного архива Камчатской области, Центра документации новейшей истории Камчатской области, центральных хранилищ документов страны, архивов учебных заведений, личных собраний, публикации из периодических изданий. Большая часть материалов, надеюсь, увидит свет впервые.
    Техническое образование в стране находится в кризисе. Раньше это было очевидно разве что специалистам, но сейчас об этом стали говорить на самом высоком уровне: и бывший, и действующий президенты. Причин этому множество, и останавливаться на них мы не будем. С проблемой отсутствия кадров столкнулись и наши рыбопромышленники и судовладельцы, в том числе серьезные компании. Рано или поздно эту проблему придется решать, нужно будет реформировать систему подготовки моряков. Но для того, чтобы успешно этим заниматься, необходимо изучить опыт и традиции, сложившиеся в этой области, дабы не повторить ранее уже наделанных ошибок. Написанная книга представляет собой первое систематическое обобщение накопленного в этой сфере опыта. Помимо этого, в ней отдана дань памяти многим педагогам и организаторам образования. Многие же ныне действующие рыбацкие начальники увидят здесь или самих себя в молодые годы, или своих однокашников и учителей. Наверное, кому-то приятно будет вспомнить свои студенческие или курсантские времена — не самый плохой, согласитесь, период жизни каждого человека.
    Однако, интереса эта работа у "сильных мира сего" не вызвала. Прошлый депутатский корпус трижды рассматривал мои обращения по поводу финансирования издания (полагаю, что такие работы должны издаваться только на "казенные", то есть бюджетные, средства, ибо их задача — служить обществу многие годы), но областная (тогда) власть давала один ответ: "Нет денег!" Аналогичные ответы получил и от некоторых, казалось бы, заинтересованных в решении кадрового вопроса предпринимателей. Сейчас надеюсь на помощь одной из рыбацких ассоциаций, но и этот "вопрос" не решается уже второй год.
    О том, что в октябре 1958 г. будет отмечаться пятидесятилетие Камчатского государственного университета им. В. И. Беринга (основанного как педагогический институт) знают все. А вот о том, что в прошлом году был юбилей рыбохозяйственного образования полуострова (в августе 1957 г. в Петропавловске началась подготовка первых инженеров), а в этом году исполняется 50 лет с момента образования в Петропавловске Учебно-консультационного пункта заочного факультета Дальневосточного технического института рыбной промышленности и хозяйства (Дальрыбвтуза), из которого "растут" корни технического университета, так никому объяснить и не удалось.
    Над чем Вы работаете сейчас?
    Сейчас идет работа над одиннадцатым по счету историко-краеведческим ежегодником из серии "Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки". Их первый выпуск вышел летом 1999 г. За истекшие с этого момента девять лет библиотечку краеведов и любителей камчатской старины пополнила увесистая стопка книжек общим объемом 2 302 страницы. Подобное "ведомственное" издание является уникальным, не имеющим аналогов в других регионах нашей страны.
    Его "отцами-основателями" являются ныне покойный доцент кафедры холодильных машин и установок Александр Михайлович Фирюлин, один из старейших камчатских краеведов доцент кафедры истории и философии Валерий Николаевич Аров и ваш покорный слуга.
    Одиннадцатый выпуск будет, надеюсь, коренным образом отличаться от предшествующих: он будет "одет" в твердый переплет и иллюстрирован. Здесь мы продолжим публикацию воспоминаний ветеранов камчатской рыбной промышленности, в частности, мемуаров капитана дальнего плавания, старожила Петропавловска Тимофея Михайловича Кривоногова. Интересные материалы позволят дополнить биографию известного дальневосточного моряка и организатора рыбной промышленности Александра Игнатьевича Дудника. Доцент Камчатского государственного университета им. В. Й. Беринга Валентина Александровна Ильина познакомит нас с биографиями руководителей Акционерного Камчатского общества с 1927 по 1945 г. Здесь же будет воспроизведена иллюстрированная книга, выпущенная в 1912 г. на средства фонда графа Строганова, рассказывающая о походе военного транспорта "Якут" на охрану котиков и моржей в прикамчатские воды и на Чукотку.


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес