Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Осичанский Петр Иванович:
    все материалы
    1. Петр Осичанский, президент Дальневосточной Ассоциации морских капитанов
    2. Жертвам морских катастроф посвящается
    годы:
    «.» 1991 г. - до наших дней
     vostokmedia.com
    - Петр Иванович, одно из основных направления деятельности возглавляемой Вами ассоциации - трудоустройства моряков. В этом направлении остро стоит проблема "удобного флага".
    - В мире проблема "удобного флага", его еще называют дешевый, подставной, существует уже давно, а для России стала актуальной в последние 10-15 лет. Развитые страны уже нашли способы защиты своих граждан, работающих на судах под удобным флагом. А российские моряки остаются одними из самых незащищенных на международном морском рынке труда. Мы находимся где-то на одном уровне с бирманскими, индонезийскими моряками. Россияне, работающие на таких судах, часто сталкиваются с проблемой невыплаты зарплаты, а в случае гибели моряка семья часто не может получить компенсацию. В большинстве случаев бессильны и власти. Если, к примеру, на такой пароход, стоящий в российском порту, приходят сотрудники Рострудинспекции, они не могут защитить интересы россиян. Представители судовладельцев заявляют, что судно - это территория Панамы, и Рострудинспекции здесь делать нечего.
    - И как, по вашему мнению, нужно решать эту проблему? Воспользоваться мировым опытом или искать свои пути?
    - Обманутые моряки, с которыми я часто общаюсь, восклицают: - куда же смотрит государство. Они правы только отчасти. Во всем мире моряков защищают профсоюзы. Так, чтобы обеспечить морякам достойную зарплату, международные профсоюзные организации устанавливают минимум, ниже которого моряки получать не должны. Для матроса, это ежемесячная заработная плата - 1400 долларов, для капитана - 4-4,5 тыс. долларов. В случае гибели моряка родственники получат компенсацию в размере 75 тыс. долларов, плюс по 15 тысяч - на каждого ребенка в возрасте до 21 года.
    Невозможно принять один закон, который защитит российских моряков, работающих под удобным флагом. К сожалению, отсутствует государственный механизм контроля над наличием и качеством коллективных договоров между судовладельцами и профсоюзами.
    Если бы этот механизм работал, то проблемы моряков было бы решать проще. В идеале, любой моряк, выходящий в море, помимо контракта, должен иметь на руках соглашение судоходной компании с профсоюзом.
    К сожалению, российские моряки не отличаются высокой юридической грамотностью, подписывают контракты, которые не защитят их интересы. Профсоюз же может защитить интересы моряков юридически. В мелких судоходных компаниях, на судах под удобным флагом только 3-5% моряков-дальневосточников являются членами профсоюза, остальные уходят в рейсы на свой страх и риск.
    - Есть ли данные о том, сколько дальневосточных моряков работаю под удобными флагами?
    - Такой учет практически не ведется. Но можно предположить, что не менее половины морячков Дальнего Востока работают под "удобными флагами".
    По наличию "подставного флага" нельзя судить об истинном судовладельце. По моим личным наблюдениям, дальневосточные судовладельцы часто используют флаги Камбоджи и Монголии. Корейские судовладельцы также часто используют камбоджийский флаг.
    - К сожалению, в последние годы аварии на море происходят все чаще. Только у берегов Приморье в конце 2004 года затонули "Вест" и "Ароса". В чем причина?
    - Их несколько, одна из главных - аварийное состояние дальневосточного флота. Хочу отметить, что более 50% ветхих судов - это суда под "удобным" флагом.
    - Профессия моряка остается одной из самых распространенных на Дальнем Востоке? Не снизилось ли качество морского образования?
    - Говоря о специалистах, которые уже работают, можно отметить, что дальневосточные моряки в целом подготовлены неплохо. Но государство уделяет морскому образованию все меньше внимания. Курсантам сейчас сложно пройти практику в море. Вот, например, у Морского государственного университета им. Невельского раньше были суда, на которых курсанты проходили практику. Сейчас остался один парусник "Надежда". Парусник хорош в плане морской романтики, это первый тест, а изучить на нем основы современной работы моряка невозможно. Судовладельцы неохотно берут курсантов на практику, и это не может не отразиться на подготовке будущего плавсостава.
    - В начале июня пройдет Морская коллегия. Какие проблемы, по-вашему, стоит затронуть дальневосточникам?
    - О проблемах морской отрасли на Дальнем Востоке говорить можно долго. В ряду острых проблем, в том числе, защита русского моряка под удобным флагом. Отрешившись от всех проблем, сказал бы правительству - создайте нормальные условия для бизнеса, и отрасль будет развиваться.
    - Известно, что Вы пишите книги. Что побудило Вас взяться за перо?
    - За годы плавания многое повидал, поэтому возникла потребность поделиться пережитом и увиденным. Первая моя книга - это "Требуется личность", это серия интервью с капитанами, написанная в годы перестройки. Она рассказывает о сложностях и романтике морской профессии.
    Вторую книгу - "Русские под флагом" - я начал писать, уже работая инспектором Международного союза транспортников. Эта книга - и руководство к действию, и размышления о жизни. В этой книге я рассказываю и о своем опыте работы под удобным флагом. Сейчас в Ассоциации капитанов идет работа над книгой о морских катастрофах, ее рабочее название - "Считай себя ближе к опасности".
    Книга расскажет читателям о крупнейших морских катастрофах, будет иллюстрирована схемами аварий. Думаю, она будет интересна широкому кругу читателей.


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес