Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    Проект Александра Якунина

    История в событиях и лицах


    Дудник Александр Игнатьевич
    ветеран АКОфлота и Камчатрыбфлота Капитан Дальнего плавания. (1892–1973) Поднял советский флаг 15 марта 1928 года в Японии в порту Осака на "Первом краболове", затем, возглавив китобойную базу "Алеут", открыл дорогу китобойному промыслу на Дальнем Востоке. Работал капитаном на судах АКО с 1928 по 1962 год. Награжден орденом Ленина. Умер в 1973 году в городе Феодосия.

    Родился в селе Голая пристань Херсонской губернии.
    В 1903 году переезжает к дядьке в Одессу и поступает на шхуну юнгой.
    1904 - кораблекрушение у м. Тарханпут. Спас икону Николая Чудотворца.
    В 1911 году окончил мореходную школу в селе Голая Пристань. Получил звание штурмана малого плавания.
    1911 - матрос ПХ "Сухуми", каботаж. Матрос первого класса ТК "Метеор" у капитана Ремерсена (АО "Океан").
    1911 - c 1 декабря матрос первого класса ПХ "Колыма" (Владивосток), капитан Миловзоров Павел Георгиевич. Первый раз был в рейсе на западной Камчатке от мыса Лопатка до Усть-Тигиля.
    1912 - с 10 апреля ТК "Метеор", матрос 1-го класса.
    1913 - с 10 октября матрос первого класса на ПХ "Клавдий Оланьон", рейс Одесса - Владивосток.
    1915-1917 - учёба во Владивостокском Александровском мореходном училище (штурман дальнего плавания).
    1920-1921 - 3-й помощник капитана, ПХ "Адмирал Завойко".
    1922, февраль - капитан парусно-моторной шхуны "Михаил" (в аренде у Владивостокского рыбопромышленника Ефима Миронова).
    1922, март - на ПМШ "Михаил" перебрасывал отряд М. П. Вольского и В. М. Кручины по островам Уссурийского залива.
    1923, октябрь - с установлением советской власти на Дальнем Востоке парусно-моторной шхуна "Михаил" реквизируется, переименовывается в "Наркомпрод Брюханов" и становится первым охранным судном Советской России на Дальнем Востоке. Капитан Дудник занимается охраной рыбных запасов и пресечением браконьерства японцев на крабовых банках Западной Камчатки.
    1925, июль - капитан А. И. Дудник обнаруживает и пресекает нарушение правил концессии, подписанной в 1923 году на 15 лет между СССР и Норвегией на право охоты на китов китобойной флотилией "Командорен-1" в бухте Моржовая, что приводит к разрыву этой концессии в 1927 году.
    1928, 3 февраля - капитан А. И. Дудник назначается капитаном первого советского краболовного ПХ "Первый Краболов" ("Тайа-Мару"). Первые советские 20 000 ящиков крабовых консервов поступают на лондонский аукцион. Капитан Дудник стоял у истоков крабоконсервной индустрии Советского Союза.
    1928, декабрь - капитан Дудник А. И. передаёт плавзавод "Первый Краболов" капитану Павлу Ивановичу Чеботнягину и возвращается в АКО на ПХ "Тунгус".
    1929, 10 ноября - откликаясь на призыв правительства о срочной доставке труб большого диаметра для нефтяников севера Сахалина, капитан Дудник А. И. решается (единственным!) взяться за это дело, несмотря на конец навигации. На ПХ "Тунгус" он и его экипаж после многодневного поиска и определения фарватера в заливе Байкал впервые проводит крупное океанское судно и выгружает трубы у мыса Скобелева в 200-х метрах от берега, тем самым обеспечивая работой нефтяников на всю зиму. Этим, по сути, было определено будущее морского порта Москальво. Разгрузив
    судно в рекордные сроки, "Тунгус" с большим трудом вышел на "чистую" воду и вернулся в порт Владивосток.
    1929, декабрь - руководство АКО, зная идею капитана Дудника о создании отечественной китобойной флотилии (ещё со времён его работы на охранном судне "Наркомпрод Брюханов"), поручает ему и старшему механику Соколову выехать в США (Балтимор), чтобы принять и перегнать в Осло на переоборудование пароход "Глен Ридж" под китобойную плавбазу.
    В апреле 1930 года ПХ "Глен Ридж" вышел из Балтимора в Осло на переоборудование.
    1930 - в мае при стоянке в Осло по предложению капитана Дудника А. И. произошло переименование ПХ "Глен Ридж" в КБФ "Алеут". Руководство наркомата это название утвердило.
    1930, июль - китобойное норвежское лобби блокирует переоборудование, и по предложению капитана Дудника плавбаза "Алеут" снимается в Ленинград на Канонерский судоремонтный завод в Кронштадте. Пользуясь возможностью, "Алеут" был загружён свежепосоленной сельдью в бочках в количестве 2 000 тонн.
    1930, 1 августа - через двое суток после выхода из Осло, судно "Алеут" пришло в Ленинград на Канонерский судоремонтный завод для переоборудования.
    1930, октябрь - капитан Дудник сообщает в АКО о задержке переоборудования, т. к. комиссия, осмотрев судно, заключила, что из него нельзя сделать китобазу. Тем более - устройство слипа. На сторону комиссии встал представитель Совторгфлота по Балтийскому бассейну Богданов, на которого рассчитывал Дудник, но поддержал академик Алексей Николаевич Крылов, к которому обратился капитан. Переоборудование пошло полным ходом.
    Из-за разногласий с Московской конторой АКО и Совторгфлотом, ведущим переоборудование КБ "Алеут" по качеству и срокам работ, А. И. Дудник вынужден оставить должность капитана, чтобы не загубить саму идею его переоборудования. 7 мая 1931 года сдал дела капитану Бургхарду Леонтию Ивановичу.
    1931 - с 1 июня Дудник А. И. назначается старшим наблюдателем за постройкой китобойных и зверобойных судов для СССР в Бергене (Норвегия).
    1933, 3 февраля - по приходу КБФ "Алеут" во Владивосток, Дудник назначается приказом по Дальморзверпрому капитан-директором КБФ "Алеут" и готовит базу в первый рейс.
    1933 - 8 мая, начало первого рейса КБФ "Алеут" при плане 180 китов.
    1933 - 15 июня добыт первый кит первого промыслового рейса, взятый у о. Уташуд к/с "Энтузиаст". Капитан Станков, гарпунёр Отто Крауль.
    1933 - ноябрь, окончание первого промыслового рейса КБФ "Алеут". Добыто 204 кита. В том числе: 62 кита - в Кроноцком заливе (июнь-июль),
    62 - в Чукотском море (август-сентябрь), 20 - в Авачинском заливе (октябрь), 60 - на переходах (из района в район).
    По к/с: 62 кита - "Авангард". КМ - Пургин, гарпунёр -Олаф Экведт.88 китов - "Трудофронт ". КМ - П. А. Зарва, гарпунёр - Карлсен. 54 кита - "Энтузиаст". КМ - Станков, гарпунёр - Отто Крауль.
    Произведено: 1 114 тонн жира, 415 ящиков консервов.
    Иностранцы: 3 гарпунёра; 1 жировар; 1 механик жир. завода; 2 бочкаря; 1 мастер разделки; матрос 1-го класса.
    1934 - с 1 мая по 6 ноября - второй сезон. Капитан А. И. Дудник во второй рейс
    не взял технологов иностранцев. Только гарпунёров.
    Результат: добыча - 339 китов (161 % от плана); жир - 2 090 тонн; консервы - 4 574 ящика; китовый ус - 17 300 кг. Выполнение плана по готовой продукции 154 процента.
    "Авангард": КМ Корольков, гарпунёр Олаф Экведт. "Трудфронт": КМ П. А. Зарва, гарпунёр Карлсен.
    "Энтузиаст": КМ Агафон Алексеевич Нефедов, гарпунёр Отто Крауль.
    1934 - на рейде Петропавловска-Камчатского, капитан-директор КБФ "Алеут" издаёт приказ об открытии школы гарпунёров. Каждый иностранный гарпунёр должен обучить своего капитана искусству охоты на китов.
    1935 - с 1 мая по 7 ноября - третий сезон.
    Добыча: 487 китов (161,7 % от плана). Жир - 3 233 тонны. Консервы - 4 653 ящика (165,9 % от плана).
    Рекорд к/с "Трудфронт", КМ - П. А. Зарва, гарпунёр Софус Хауген - 193 кита за сезон.
    1935, 17 ноября - капитан-директор Дудник А. И. участник всесоюзного совещания стахановцев-промышленников.
    1936, май-ноябрь - четвёртый сезон. Для разведки и поиска китов флотилии был вызван самолёт-амфибия (пилот Семён Яковлевич Ивлев).
    1936 - 1 августа Дудник А. И. награждается орденом Ленина.
    1937 - пятый сезон. Начинается 17 мая (по плану 15 апреля). За два месяца - 60 % плана, но - авария (посадка на мель в вахту 2-го пом. капитана) в бухте Ложных вестей у острова Карагинского. С 18 ноября 1937 до нового года - ремонт и ожидание бункеровки углём. По инициативе Дудника на китобойном флоте введена новая должность - капитан-гарпунёр. В следующем сезоне А. И. Дудник собирался отказаться от гарпунёров иностранцев.
    1938 - шестой промысловый сезон (19 июня - 6 декабря). Китобойная флотилия уже вытянулась на рейд, шли последние процедуры оформления отхода. К борту подошёл катер с агентами НКВД, поднялись в каюту капитана, представились. Ни один мускул не дрогнул на лице Дудника.
    Обыск каюты ничего не дал. Изъяли "Браунинг" - подарок комбрига Вострецова, полученный Дудником в Аяне. Орден Ленина сорвали с форменного кителя, забрали шкуру белого медведя, лежащую на полу в спальне, полученную в память о выходе флотилии в Чукотское море. Приказали срочно передать дела дублеру капитан-директора Кисселю Семёну Ивановичу, увезли. Под утро втолкнули в камеру следственного изолятора. Было 18 июня 1938 года. Дуднику было предъявлено обвинение в связях с японской военной разведкой, замыслом продать КБФ "Алеут" японской фирме "Ничиро". 18 месяцев допросов, избиений, склонению к лжесвидетельству против руководства рыбной промышленности не сломило дух и не поколебало порядочности русского моряка. Расстрел Ежова и замена его на Л. П. Берию благотворно сказались на судьбе легендарного капитана.
    16 января 1940 года Дудник вышел на свободу.
    1940 - 30 мая, по заданию наркома рыбной промышленности СССР Ишкова А. А. капитан Дудник А. И. направляется в Мурманск для приёмки и перегона ПХ"Анатолий Серов", построенного в 1926 году в Ливерпуле и купленного у англичан для Камчатки. В трюмах лежало шесть новых котлов для ПБ "Пищевая индустрия", на палубе стояли четыре буксира для Николаевска-на-Амуре. Это была эскадра особого назначения (ЭОН-10). Командир ЭОН-10 военный инженер 1-го ранга Сендик И. М. В состав эскадры входила подводная лодка "Щука"-423 (командир - капитан 3-го ранга Зайдулин И. М.), которая шла в кильватере "Анатолия Серова". 10 августа была потеряна одна лопасть винта. 22 августа потеряны ещё две лопасти. 26 августа ПХ"Анатолий Серов" вышел из Тикси с одной лопастью винта. 15 сентября - последняя лопасть утеряна. Ледокол "Красин" буксировал ПХ"Анатолий Серов" до бухты Провидения. В бухте капитан Дудник самостоятельно, по приливу, посадил корму на отмель, обсох, за двое суток заменил винт на запасной. Самостоятельно сошёл с мели и продолжил плавание.
    Жители Провидения доложили Дуднику, что месяц назад в бухту заходил "Алеут" на бункеровку водой. Сердце капитана сладко защемило.
    1940 - 23 ноября решением Совнаркома за выполнение особо важного задания (сопровождения ПЛ "Щука-423") капитану выделено 4 000 рублей на премии экипажу. Капитана наградили знаком "Отличник соцсоревнования Наркомрыбпрома СССР" и 4-х месячным окладом. Признание его заслуг реабилитировало А. И. Дудника в глазах окружающих, но не восстановило душевного равновесия.
    1941 - 24 июня, известие о начале войны ПХ "Анатолий Серов" и его экипаж встретили на западном побережье Камчатки.
    1943 - 15 марта капитан Дудник А. И. ведёт ПХ "Анатолий Серов" на ремонт в Сан-Франциско (США).
    1943 - июнь, окончание ремонта. С грузом продовольствия судно направилось в Петропавловск-Камчатский. По пути 23 августа в Усть-Камчатске принял "сигару" строительного леса и отбуксировал её в порт Петропавловск-Камчатский.
    1944 - в апреле Дудник А. И. назначен капитан-директором ПБ "Пищевая Индустрия" транспортной конторы "Востокрыбхолод".
    1946 - в мае поступает распоряжение зам. министра рыбной промышленности Зайцева о немедленном комплектовании судовых команд КБФ "Слава" с семью китобойными судами под командованием капитан-директора Дудника А. И.
    1946 - сентябрь, из-за серьёзных разногласий в методологии комплектации новой антарктической китобойной флотилии "Слава", полученной по репарации от Германии, Дудник А. И. отказывается возглавить её.
    1947 - январь, Дудника А. И. направляют в Камчатрыбфлот для организации школы парусного плавания.
    1948, февраль - капитан-директор ПБ "Орочон". 7 января 1949 года получает травму - перелом ноги.
    1952 - 30 июня Ш. Г. Надибаидзе подписал приказ об увольнении на пенсию. Дудник А. И. уезжает на родину, на Украину, в г. Саки.
    1968 - февраль, по приглашению руководства Дальрыбы Александр Игнатьевич участвует во Владивостоке в церемонии прощания с флагманом китобойного промысла китобазой "Алеут". Её отправляли на слом.
    Дудник Александр Игнатьевич умер 9 января 1973 года в г. Саки.



    Вы можете дополнить сведения об этом человеке, написав нам
    дополнительные материалы … (1) »»


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес