Участники проекта
История
в событиях и лицах
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



Рыбацкие были
К списку публикаций

Библиотека музея

АЛЕКСЕЕВ Александр
 • Любовь, Амур, счастье
Адмирал Г. И. Невельской (1813-1876 гг.)
БОБЫЛОВ Юрий, с.н.с. ВНИЭРХ ФАР
 • Внешнеторговые аспекты рыбохозяйственной политики России:
вопросы государственного регулирования в период до 2010 года

БУГАЕВ Виктор
 • Мир реки
 • Рыбы бассейна реки Камчатки
ВАХРИН Сергей
 • Встречь солнцу
 • Ппотомки остроклювого Бога (камчадалы)
 • Покорители великого океана
ГАВРИЛОВ Сергей
 • Камчатское наследие
Исторические очерки
 • Маленькие камчатские истории
ДЕНИСЕНКО Иван Федорович
 • Новые горизонты
Историко-краеведческий ежегодник
 • Вопросы истории Камчатки
Государственный комитет РФ по рыболовству, КГТУ (камчатский государственный технический университет)
 • Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки
Историко-краеведческий сборник
ИВАНИЦКИЙ В. М.
 • Жил отважный капитан...
КОТЛЯР Николай Исаакович (о нем)
 • Министр и человек. Воспоминания о будущем
 (PDF версия, 1.2 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
 (Иллюстрации к книге. PDF версия, 2 Mb.)
КРАМАРЕНКО Г.А.
 • Путешествие на Камчатку и обследование ее в рыболовном отношении в 1907 году
КРИВОНОГОВ Тимофей
 • "Мне хочется немного рассказать о тогдашней жизни..."
 • "Люди и судьбы"
 • Морские были
ЛЕМАН Всеволод Николаевич
ЕСИН Евгенй Владиславович
 • Иллюстрированный определитель лососеобразных рыб Камчатки
 (PDF версия, 1.9 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
ЛАНГБУРД Евдокия
 • Дорога в полтора века
 • (один файл ~390kB)
МАТЕРИАЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ
 • Рыбные промыслы Дальнего Востока в 1912 году
МОИСЕЕВ Роберт, МИХАЙЛОВА Татьяна
 • О стратегиях управления природопользованием в бассейнах лососевых рек Камчатской области
 (PDF версия, 15.9 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
НИКИТИН Андрей
 • Остановка в Чапоме
ОРЛОВ Виктор
 • Ресурсы недр в развитии Севера (на примере Камчатского края)
РОССТАТ. Приморский край
 • Рыбохозяйственный комплекс Приморья.
Официальное издание 2007 год.

Рабочие материалы к проекту
 • Стратегии социально-экономического развития Камчатского края на период до 2025 года
САНЕЕВ Николай
 • У кромки России
 • Поделись, и твоего не убудет
САФРОНОВ Станислав, СЛИЗКИН Андрей
 • Промысловые крабы прикамчатских вод
СИНЯКОВ Сергей
 • Рыбная промышленность и промысел лососей в сравнении с другими отраслями экономики в регионах Дальнего Востока
СМЫШЛЯЕВ Александр
 • Геологи Камчатки
 • (один файл ~840kB)
 • Запорожье камчатское, славное…
 • Рыбаки океана
СТЕЛЛЕР Георг
 • Описание земли Камчатки
ТЕРЕЩЕНКО Александр
 • Королева Камчатки
ТИТОВА Галина
 • Биоэкономические проблемы рыболовства в зонах национальной юрисдикции
 • Кризис социальной мысли
 • Миссия России
ТОКРАНОВ Алексей
 • О "бесчешуйном звере" и других обитателях камчатских вод
(электронная версия)
 • Удивительные творения природы
(электронная версия)
ЧЕРНАВИН Владимир
 • Записки "вредителя"
ЧЕРНЫЙ Эрнст
 • Российское рыболовство. Заметки на фоне коррупции
ШИРОКОВ Эдуард, ШИРОКОВА Елена, ДЬЯКОВ Максим
 • Экономическая оценка природного потенциала шельфа западной Камчатки
 (PDF версия, 2.13 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
ШУНТОВ Вячеслав
 • Зигзаги рыбохозяйственной науки (субъективные заметки)
ЭСКИН Борис
 • Плывет в океане завод


ФОРУМ


Партнеры

Флот страны Советов и что мы потеряли

История рыбной отрасли Севера
Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
(Георги Виктор Сергеевич)



Корабли и судьбы

РПФ "Восток" - крупнейшая рыбопромысловая флотилия, состоящая из 10 ловцов-СРТМ (средних рыболовных траулеров морозильных) и рыбоперерабатывающей базы, - заканчивала свой весенний рейс в ЦВА на рейде в порту Мавритании - Нуадибу.
По причине задолженности агентам и экипажу (около USD 850 тыс.) власти порта наложили арест на судно, что в целом ещё более омрачило ситуацию невыполненного рейсового задания по консервам, невыловленного промышленной флотилией сырья - сардины, ставриды, скумбрии, не до конца выплаченными суточными. Всё говорило о том, что новое руководство ЧПОРП "Антарктика" отходило от провозглашенных лозунгов периода приватизации объединения: бездумно распродало активы, основу которых составлял крупный океанический траловый флот (Прим. И.А. Баранова: "В 1991 году ЧПОРП "Антарктика обладала основными фондами около 700 миллионов рублей").

Часть I
Тяжёлые раздумья. Год 1999.

ОНА помнила всё…
РПБ стояла на якоре. ЕЙ шёл 31-й год с момента спуска на воду(спуск был в 1969г.) и 28-й - с момента подъёма флага и вступления в строй (флаг на Востоке подняли 25 февраля 1972 г.).
ЕЁ форштевень знал все океаны, кроме Северного Ледовитого. ЕЁ борта за все эти годы через кранцы принимали несметное количество траулеров, транспортов, танкеров, собратьев-плавбаз и китобаз.
Да, возраст для судна солидный, но не смертельный, учитывая толщину корпуса, уникальность его набора, качество судовой стали (Прим. И.А. Баранова: "Корпусную сталь произвел Череповецкий завод по специальной новой технологии и в комплексе с анодной или катодной защитой толщина ширстречного (переменного) пояса 22 мм. Эксперимент дал отличные результаты и корпус не разрушался и в доке выглядел, как "яйцо"), места постройки.
Первый экпериментальный рейс, июль 1972 г. Плавбаза-матка ведет, спущенные с борта, собственный промысловый флот.
Время отечественной истории, когда рождался проект корабля военного, затем танкера и, наконец, РПБ, напрочь связано со сменой политического курса Хрущёва-Брежнева. Неизменным оставалась только задача производства продовольствия, так как отблески "холодной войны" не оставляли надежды на его импорт, да и концепция "всё стратегическое произвожу сам" определяла все действия советского правительства. И это актуально всегда.
… За всё время жизни РПФ знала всего двух капитанов. Только им она позволяла определять курс и скорость, дрейф и поставку на якорь. Только они её швартовали к причалу и другим судам (которым она подставляла свои белые надстройки и шаровый корпус для чистки).
ОНА помнила даже почти анекдотический случай, когда нанятой на покраску корпуса генеральным директором ЧПОРП "Антарктика" И.А. Барановым (её первым капитаном, который не мог себе позволить выпустить РПБ в рейс, не обновив покраску) бригаде молдаван из-за юридических казусов толкования договор пришлось оплатить дважды, так как бригадир молдаван, использовал отпущенный лимит и покрасочный материал только на один борт, и заявил за день до отхода, что смысл договора в том, что "мы, молдаване, - с одной стороны, а ты, начальник, - с другой стороны". И ничто не могло поколебать бригадира в его правоте.
Два капитана РПБ "Восток"
ОНА помнила и оценила действия своего "первого", который, резко махнув рукой, подписал наряд на ту сторону борта, которую как бы должен был покрасить "сам". Работая от зари до зари, молдаване закончили работу в срок, и ОНА ушла в море белой лебединой стаей.
ОНА помнила жильцов всех своих 1300 помещений, волейбольных площадок, бассейн, сауну, кинозал на 164 места, вечернюю среднюю школу № 22 (Прим. И.А. Баранова: "Директор СШ Иван Кузьмич Коростелев любил говорить, что на РПФ "Восток" 29 капитанов и только два директора - я и Баранов), музыкальный салон, библиотеку с 7000 томами книг, оба эстрадных оркестра, салон психологической разгрузки, парикмахерскую, сапожную, прачечную.
Столовая команды, а кинозал на 164 места находился над слипом в корме.
ОНА помнила, какую радость приносила своему экипажу, если все три консервных завода работали в полную мощность и в её трюмы ежесуточно ложилось до 500 тысяч физических (Прим. И.А. Баранова: "На базе все производили и знали банки, а уже чиновники переводили их в условные) банок консервов ТФБ № 3.
Одна из двух волейбольных площадок.
Особые материнские чувства она испытывала к своим детям 14 рыбодобывающим судам (РДС), уютно разместившимся на главной палубе по левому борту с четными номерами, а по правому нечетными. На кильблоки их бережно развозила тележка по железнодорожным рельсам. Именно поэтому экипаж флотилии называл РДСы "малышами", а эти палубы вокзалами. Впоследствии на палубе левого вокзала установили жестянно-баночный цех и производили банку для консерв из алюминиевой ленты. Стук прессов разносился далеко по океану, пугая в тумане суда.
Главой этой службы добычи был первый зам. капитан-директора КДП Погасов С.Х. Он ведал также портнадзором. Это был самый приближенный к мореплавателям портнадзор в мире. (Фотокопия судовой роли РДСа).
Состав службы в первых рейсах: 14 РДСов, 28 капитанов, столько же старших механиков, ст. мастеров по добыче, мотористов и матросов. Всего 140 человек. Помощник капитан-директора по добыче Виннов С.С., начальник цеха орудий лова, два тралмастера-наставника и два диспетчера-портнадзирателя на базе Москаленко А.И.КДП и Стрюков В.И. КДП.
Музыкальный салон. "Вечер поэзии"
Большой знаток поэзии машинист консервного завода Галина Гурова читает стихи Блока "Скифы" . На Востоке она ходила от первого до последнего рейса, вела вечера любителей поэзии, заочно закончила техникум и стала мастером конс. цеха.Награждена медалью за трудовую доблесть, родила и воспитала сына Виктора, который закончил мореходку и плавает.
Особенно бережно она относилась к своему сердцу судовой силовой установке (ССУ) Центральный пост управления ЦПУ находился в центре машинного отделения, куда сходились нити управления всем. с том числе 17 автоматическими системами. В маш.отделении были установлены два главных турбозубчатых агрегатов(ГТЗА). Каждый ГТЗА состоял из турбины переднего хода высокого давления и турбины переднего хода низкого давления, общей мощности 13,5 тыс л.с. При даче заднего хода турбина давала 40% общей мощности. В котельном отделении установлены 3 паровых котла, работающие на мазуте Ф 5. Производительность каждого 40-50 тонн пара в час. Общая мощность электростанции 7200Квт. Выходя в рейс база принимала на борт 13 тыс. тонн тяжелого топлива и 4 тыс. тонн легкого дизельного топлива для стояночных и аварийных дизелей, а так же для промыслового флота. Вообще перечень горюче-смазочных материалов составлял десятки наименований, а 90 тонн вертолетного топлива хранилось в цистерне, подвешенной в большой цистерне с водой, 45 т аммиака, из-за которого после первого рейса при заходе в порт Одесса возникли возражения властей по причине опасного количества для миллионного города.
Два ВИА регулярно проводили вечера отдыха соревнуясь между собой не только на производстве.
Так же как к капитанам она была избирательна к хранителям своего сердца. Тогда в роли гл. инженера был главный механик Сидоров А.В.(механик 1 разряда). Старшим механиком ССУ был Свояк В.М.(механик-паровик 1 разряда). В механической службе трудились: два вторых механика, два третьих, четвертый механики, теплотехник, два крановых механика, донкерман, два механика по системам, ремонтный механик, групповой механик по РДСам, два механика по кондиционированию и вентиляции, два инженера по автоматике.
Старший электромеханик 1 разряда Попов Н.Ф., второй, третий эл.мех и два четвертых, электромеханик по автоматике.
Конечно к хранителям холода в тропических условиях было особое уважение и внимание. Старшим рефмехаником был Чанышев В.Л. Второй рефмеханик Бурдейный Г.К. , рефмеханики и рефмашинисты. В аппаратном отделении рефмашины располагалось 18 компрессоров, которые при температуре наружного воздуха +35 и забортной воды +28 вырабатывали при температуре минус 42 град 5.7 млн.ККал в час. Это обеспечивало заморозку 190 т рыбы в сутки, кондиционирование, охлаждение рыбы перед консервированием, производство льда, провизионки и др. Наши Деды Морозы успешно справлялись с обеспечением холодом базы в сложных тропических условиях.
Як заспівували всі дiвчини, так ховалися всі дельфіни
Столовую команды вы видели на фото. В рейсе там каждые 4 часа накрывались столы и желающие принимали пищу, причем на столах всегда были разнообразно приготовленные рыбные блюда и в изобилии лук,чеснок и специи, это кроме блюд, указанных в меню. Всегда четко работали бани, души,прачечная, бытовые услуги, кинозал, кабинет психологической разгрузки, музыкальный салон, библиотека. Регулярно выходила еженедельная газета Одесский рыбак, работали спортивные площадки. Флотилия работала в условиях хозрасчета. Своевременно подавалась информация экипажу из бухгалтерии, отдела труда и зарплаты, экономические анализы. Функционировала средняя школа 22 г.Одессы.Была обеспечена уверенная радиосвязь с берегом. Обеспечивалось качественное медицинское обслуживание. Работали кружки классической музыки, поэзии, выступал отличный хор, самодеятельные муз. ансамбли. Благодаря упорной тренировке экипажа судно было обеспечено безопасным плаванием и готовностью экипажа к борьбе за живучесть судна с огнем, водой и последствиями аварий. Все это обеспечивала общесудовая служба. Руководитель службы старпом КДП Чуриков В.И. Состав службы:
второй, третий, четвертый пом.капитана, пятый пом. по пожарной части и пятый пом. по хоз.части. Помощник капитана по радиоэлектронике, нач.радиостанции, радисты,инженер ЭРНП, гидроакустик, два синоптика, главбух и бухгалтера, старшие инженеры по труду и зар.плате, по кадрам, по экономике,технике безопасности, редактор и линотипист газеты, главврач-хирург, терапевт, стоматолог, гинеколог(вэкипаже 160 женщин) и 2 медсестры. Два вертолетчика. Шеф-повар, повара, буфетчицы, официанты, уборщики, ключник, боцман.
Каждый член экипажа ежедневно слушал и читал информацию о количестве рыбы, пойманной промысловиками, принятой на борт базы и выпущенной из нее продукции.
Производилась продукция производственной службой-самой большой службой базы (около 300 чел). Руководил службой зам. КМД по производству Глинер Л.И., который несколько лет работал в группе наблюдения за постройкой базы. Состав службы:нач. смены Лирина Э.Н.(окончила МосРыбВтуз в 1958г, инженер-технолог), нач. смены Тищенко В.А.(Одесский институт холод.промышленности 1959г, инженер-технолог), мастера по приему улова, разделке, консервного цеха, морозильно упаковочного цеха, цеха готовой продукции, рыбомучного отделения. Старший технолог. Завед.лабораторией, два бактериолога, два химика, санитарный врач, которые кроме круглосуточного контроля производственных процессов два раза в сутки контролировали воздух, забортную воду и рыбу на загрязненность(ртуть, радиация, биологические загрязнения). После первого рейса производственную службу возглавил Верескун В.М., который успешно работал на базе много рейсов, умело сочетая знания и опыт механика, технолога и администратора.
На "Востоке" все службы были укомплектованы дипломированными специалистами. В первом рейсе на базе работал 191 офицер, в том числе 84 на РДСах.
В экипаже работали династии. Отец уходил на пенсию, передавая своё мастерство сыну, тот - своему. Семейные пары работали здесь годами. И на многие месяцы ОНА считалась их первым и, может быть, главным домом - всегда красивая, теплая, родная, чуткая и понимающая. (Прим. И.А. Баранова: "Так как на базе было много молодёжи, мы принимали решение использовать капитаном право исполнительной власти и способствовать созданию семьи на борту. До сих пор большинство молодых тогда семей сегодня благополучно процветают, имеют детей и внуков, хотя некоторые партбонзы на бюро обкома обвинили меня в создании и регулировании пар в целом по экипажу, заявляя, что возглавляет этот разврат руководство флотилии и его руководитель. Зато я получал огромное наслаждение, видя с мостика, как два молодых специалиста, окончивших Белгород-Днестровский техникум (он - добытчик, она - технолог) стояли на шлюпочной палубе, любуясь красками заката, держась друг за друга мизинчиками).
На просторах Атлантики. Скорость турбохода - 18 узлов.


перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
Вв можете писать нам на электронный@адрес