Участники проекта
История
в событиях и лицах
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



Рыбацкие были
К списку публикаций

Библиотека музея

АЛЕКСЕЕВ Александр
 • Любовь, Амур, счастье
Адмирал Г. И. Невельской (1813-1876 гг.)
БОБЫЛОВ Юрий, с.н.с. ВНИЭРХ ФАР
 • Внешнеторговые аспекты рыбохозяйственной политики России:
вопросы государственного регулирования в период до 2010 года

БУГАЕВ Виктор
 • Мир реки
 • Рыбы бассейна реки Камчатки
ВАХРИН Сергей
 • Встречь солнцу
 • Ппотомки остроклювого Бога (камчадалы)
 • Покорители великого океана
ГАВРИЛОВ Сергей
 • Камчатское наследие
Исторические очерки
 • Маленькие камчатские истории
ДЕНИСЕНКО Иван Федорович
 • Новые горизонты
Историко-краеведческий ежегодник
 • Вопросы истории Камчатки
Государственный комитет РФ по рыболовству, КГТУ (камчатский государственный технический университет)
 • Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки
Историко-краеведческий сборник
ИВАНИЦКИЙ В. М.
 • Жил отважный капитан...
КОТЛЯР Николай Исаакович (о нем)
 • Министр и человек. Воспоминания о будущем
 (PDF версия, 1.2 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
 (Иллюстрации к книге. PDF версия, 2 Mb.)
КРАМАРЕНКО Г.А.
 • Путешествие на Камчатку и обследование ее в рыболовном отношении в 1907 году
КРИВОНОГОВ Тимофей
 • "Мне хочется немного рассказать о тогдашней жизни..."
 • "Люди и судьбы"
 • Морские были
ЛЕМАН Всеволод Николаевич
ЕСИН Евгенй Владиславович
 • Иллюстрированный определитель лососеобразных рыб Камчатки
 (PDF версия, 1.9 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
ЛАНГБУРД Евдокия
 • Дорога в полтора века
 • (один файл ~390kB)
МАТЕРИАЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ
 • Рыбные промыслы Дальнего Востока в 1912 году
МОИСЕЕВ Роберт, МИХАЙЛОВА Татьяна
 • О стратегиях управления природопользованием в бассейнах лососевых рек Камчатской области
 (PDF версия, 15.9 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
НИКИТИН Андрей
 • Остановка в Чапоме
ОРЛОВ Виктор
 • Ресурсы недр в развитии Севера (на примере Камчатского края)
РОССТАТ. Приморский край
 • Рыбохозяйственный комплекс Приморья.
Официальное издание 2007 год.

Рабочие материалы к проекту
 • Стратегии социально-экономического развития Камчатского края на период до 2025 года
САНЕЕВ Николай
 • У кромки России
 • Поделись, и твоего не убудет
САФРОНОВ Станислав, СЛИЗКИН Андрей
 • Промысловые крабы прикамчатских вод
СИНЯКОВ Сергей
 • Рыбная промышленность и промысел лососей в сравнении с другими отраслями экономики в регионах Дальнего Востока
СМЫШЛЯЕВ Александр
 • Геологи Камчатки
 • (один файл ~840kB)
 • Запорожье камчатское, славное…
 • Рыбаки океана
СТЕЛЛЕР Георг
 • Описание земли Камчатки
ТЕРЕЩЕНКО Александр
 • Королева Камчатки
ТИТОВА Галина
 • Биоэкономические проблемы рыболовства в зонах национальной юрисдикции
 • Кризис социальной мысли
 • Миссия России
ТОКРАНОВ Алексей
 • О "бесчешуйном звере" и других обитателях камчатских вод
(электронная версия)
 • Удивительные творения природы
(электронная версия)
ЧЕРНАВИН Владимир
 • Записки "вредителя"
ЧЕРНЫЙ Эрнст
 • Российское рыболовство. Заметки на фоне коррупции
ШИРОКОВ Эдуард, ШИРОКОВА Елена, ДЬЯКОВ Максим
 • Экономическая оценка природного потенциала шельфа западной Камчатки
 (PDF версия, 2.13 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
ШУНТОВ Вячеслав
 • Зигзаги рыбохозяйственной науки (субъективные заметки)
ЭСКИН Борис
 • Плывет в океане завод


ФОРУМ


Партнеры

Флот страны Советов и что мы потеряли

История рыбной отрасли Севера
Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
(Георги Виктор Сергеевич)



Корабли и судьбы

Часть II
Рождение "левиафана"

Арена научных изысканий - Мировой океан
В середине 1950-х годов, утвердив в ЦК концепцию развития океанского рыбного флота, загрузив судоверфи Киева, Николаева, Херсона, Гданьска (Польша), Штральзунда (ГДР) и даже ФРГ, министр А.А. Ишков бросил весь уже построенный крупнотоннажный флот (БМРТ, проект 394) в научно-экспериментальные рейсы, посадив на каждое судно по группе учёных-биологов.
Начался глобальный поиск водно-биологических ресурсов Мирового океана.
Антарктика.
Китобойный промысел был уже налажен - с 1932 года на Дальнем Востоке работала китобойная база (КБ) "Алеут", с 1946 года к ней добавилась антарктическая китобойная флотилия (АКФ) "Слава". С осени 1959 г. в строй вступила КБ "Советская Украина", с 1960 г. - КБ "Советская Россия" и "Юрий Долгорукий".
АКБ "Слава". Вышла в первый рейс в 1946 году.

АКБ "Советская украина" присоединилась к флотилии АКБ "Слава" с осени 1959 г., а АКБ "Советская Россия" и АКБ "Юрий Долгорукий"с осени 1960 г.

АКБ "Юрий Долгорукий".
Советские учёные "прошлись" по всем изобатам, банкам, хребтам, течениям, они скрупулёзно заглянули за каждый островок, материк, и даже айсберг. Они учли видовой состав подводной фауны и флоры.
Мировое сообщество ещё только готовилось к мысли о том, что рыбные запасы и научно обоснованная информация о них, - есть стратегический ресурс, а Советский министр Ишков Александр Акимович и отраслевая наука - сотни ученых на своих научно-исследовательских судах уже преобразовывали карту мирового Океана. Обогащая прикладную науку данными о водно-биологическом потенциале океанов.
Результат исследований Советских ученых - Мировой памятник их труду и эпитафия их конкурентам.
Александр Акимович раньше всех понял, что мировое рыболовство - это не только организация промысла, заходов рыболовных судов в порты прибрежных стран, судоремонт и создание рабочих мест, организация авиасообщения, подменных команд, но и распространение своей культуры в прибрежных странах.
Поэтому не случайно всё это в совокупности привлекало внимание у правительств прибрежных стран к русским рыбакам больше, чем к агентам ЦРУ.
За период с 1947 по 1955 годы разворачивается крупномасштабный промысел в Норвежском море и у береговой Гренландии, с 1956 - у Южных Курил, с 1958 научно-экспериментальные рейсы БМРТ "Жуковский", БМРТ Севрыбы и Азчерыбы.
БМРТ "Жуковский" прибыл из Индийского океана после научно-промыслового рейса с хорошими результатами. Встреча в порту Керчь. 1958 г.
Начиналось освоение марокканской сардины в ЦВА, запасов трески и камбалы Большой Ньюфаундленской банки, с 1963 г. - рыбных запасов Аляски, Алеутской гряды, Ванкуверо-Орегонского района (окунь, хек, прибрежная сельдь, камбала), а также Западной Африки.
В 1964-1965 гг. советские учёные открыли и изучили запасы Австралии и Новой Зеландии, островов Океании, Полинезии и Индонезии. В это же время начинается освоение тихоокеанского сектора Антарктики, банок Обь и Лена, острова Кергелен, шельфа Аргентины и Уругвая. В 1967-1968 гг. "откупориваются" запасы АЧА (Атлантической части Антарктики), островов Южной Георгии и Южных Оринейских островов. С 1978 г. идёт промышленное освоение ЮВТО, ЮЗТО с ежегодным уловом в 1 млн. тонн.
Однако любому промышленному освоению какого-либо района Мирового океана предшествовала большая научная работа НИСов перспективной, а затем оперативной промысловой разведки. Расширение зоны промысла в Мировом океане ставило новые задачи. Поймать и произвести рыбопродукцию в морях Мирового океана - это полдела, надо её транспортировать в места потребления. Создаются транспортные суда (и транспортные флота), сбытовые конторы, в том числе в 1965 г. Соврыбфлот по обслуживанию флота за рубежом (агентирование, снабжением, ремонт), по обменным операциям, для закупки и поставки ГСМ для советского рыбопромыслового флота - совместное предприятие (СП) "Боминфлот" в Гамбурге. И теперь не обязательно везти топливо для промфлота танкером из Севастополя или Калининграда, достаточно предать требуемое количество топлива в Европу или оплатить необходимое количество ГСМ в Южной Африке.
Траловый флот СССР к тому времени разделился на крупный океанический автономный (БМРТ, РТМ-Т, РТМ-А, РТМ-С, БАТМ, РТК-С, РТМК-С), занимающийся добычей и переработкой рыбы, и средне-тоннажный (РС-300, СРТ-300, 400, СРТM-800,СРТМ-К, СРТ и т.п.) добывающий флот, которому нужны базы-матки - принимающие и перерабатывающие улов, снабжающие промышленные суда топливом, продуктами, проводящие медицинское и культурное обслуживание.
К 1970 году более 54 процентов общего улова приходилось на средне-тоннажный флот. С 1962 года в Польше для СССР строятся плавбазы типа "Северодвинск", а с середины 60-х годов - типа "Пионер", "Профессор Баранов". К 1970 году плавбаз насчитывается уже 23 единицы, в т.ч. ПБ "50 лет Октября" (1968 г.), "Северный полюс" (1969 г.) - эти морозильные плавбазы пришли на Камчатку. А чисто консервные, 17 единиц, построенные до 1970 года на Адмиралтейской верфи (ПБ типа "Андрей Захаров", "Кораблестроитель Клопотов"), поступили в распоряжение управления "Дальморепродукт" для производства крабовых консервов.
Новое направление технологии - производство консервов из рыб в местах промысла на примере ПДПКЗ "Наталья Ковшова" (1966), "М. Поливанов" (1966), "Ан. Халин" (1967 г.) показало большую перспективу. К этому времени уже открыты марокканская сардина и дальневосточная сельдь, японская сардина иваси и южно-курильская сайра - великолепное консервное сырьё.
ПДПКЗ "Анатолий Халин".
В 1968 году во второй промысловый рейс его повел капитан-директор И.А. Баранов.
В это же время на адмиралтейской верфи в Ленинграде находился законченный корпус крупного корабля-турбохода для военного ведомства, но в связи со сменой концепции, связанной с сокращением вооружённых сил, по предложению министра судостроительной промышленности Бориса Евстафьевича Бутомы была сформулирована и с энтузиазмом воспринята идея строительства крупнейшей рыбоперерабатывающей базы для рыболовного ведомства страны.
Идея упала на благодатную почву. Министр рыбного хозяйства Александр Акимович Ишков посчитал это даже подарком судьбы. В то время темпы роста уловов советских рыбаков в Мировом океане и объёмы рыбных запасов, открытых в предшествующие 10 лет, требовали как можно большего пополнения флота. Казалось, что если бы инициативы Н.С. Хрущёва по сокращению военно-морского флота были бы гораздо большими, то Александр Акимович не отказался бы и от корпусов крейсеров и фрегатов, стоящих в то время на стапелях - из них вышли бы вполне сносные скоростные траулеры. Но пока речь шла только о законченном турбоходе. Оба министра тут же составили записку в ЦК КПСС - и получили одобрение.
Фантазия Александра Акимовича не имела границ, но, в конце концов, он остановился на идее строительства РПБ с промысловыми судами на борту: то есть рыбопромысловая база шла в дальние районы промысла, где будет спускать "ловцов" на воду, когда, обнаружив крупные скопления сардины, ложилась в дрейф.
Эта идея легла в основу проекта. И была реализована.
Впервые министерством рыбного хозяйства СССР был проведён конкурсный отбор капитана и механиков РПБ. Ишков считал, что для воплощения проекта нужен не просто капитан или капитан-директор, нужен был капитан-директор-поэт. И слова которые он напишет, сложенные в честь его экипажа, должны зазвучать гимном человеческому разуму коллективного творчества, рыбацкой удаче, под стать уникальности этого корабля, единственного в мире.


перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
Вв можете писать нам на электронный@адрес