Участники проекта
История
в событиях и лицах
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



Рыбацкие были
К списку публикаций

Библиотека музея

АЛЕКСЕЕВ Александр
 • Любовь, Амур, счастье
Адмирал Г. И. Невельской (1813-1876 гг.)
БОБЫЛОВ Юрий, с.н.с. ВНИЭРХ ФАР
 • Внешнеторговые аспекты рыбохозяйственной политики России:
вопросы государственного регулирования в период до 2010 года

БУГАЕВ Виктор
 • Мир реки
 • Рыбы бассейна реки Камчатки
ВАХРИН Сергей
 • Встречь солнцу
 • Ппотомки остроклювого Бога (камчадалы)
 • Покорители великого океана
ГАВРИЛОВ Сергей
 • Камчатское наследие
Исторические очерки
 • Маленькие камчатские истории
ДЕНИСЕНКО Иван Федорович
 • Новые горизонты
Историко-краеведческий ежегодник
 • Вопросы истории Камчатки
Государственный комитет РФ по рыболовству, КГТУ (камчатский государственный технический университет)
 • Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки
Историко-краеведческий сборник
ИВАНИЦКИЙ В. М.
 • Жил отважный капитан...
КОТЛЯР Николай Исаакович (о нем)
 • Министр и человек. Воспоминания о будущем
 (PDF версия, 1.2 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
 (Иллюстрации к книге. PDF версия, 2 Mb.)
КРАМАРЕНКО Г.А.
 • Путешествие на Камчатку и обследование ее в рыболовном отношении в 1907 году
КРИВОНОГОВ Тимофей
 • "Мне хочется немного рассказать о тогдашней жизни..."
 • "Люди и судьбы"
 • Морские были
ЛЕМАН Всеволод Николаевич
ЕСИН Евгенй Владиславович
 • Иллюстрированный определитель лососеобразных рыб Камчатки
 (PDF версия, 1.9 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
ЛАНГБУРД Евдокия
 • Дорога в полтора века
 • (один файл ~390kB)
МАТЕРИАЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ
 • Рыбные промыслы Дальнего Востока в 1912 году
МОИСЕЕВ Роберт, МИХАЙЛОВА Татьяна
 • О стратегиях управления природопользованием в бассейнах лососевых рек Камчатской области
 (PDF версия, 15.9 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
НИКИТИН Андрей
 • Остановка в Чапоме
ОРЛОВ Виктор
 • Ресурсы недр в развитии Севера (на примере Камчатского края)
РОССТАТ. Приморский край
 • Рыбохозяйственный комплекс Приморья.
Официальное издание 2007 год.

Рабочие материалы к проекту
 • Стратегии социально-экономического развития Камчатского края на период до 2025 года
САНЕЕВ Николай
 • У кромки России
 • Поделись, и твоего не убудет
САФРОНОВ Станислав, СЛИЗКИН Андрей
 • Промысловые крабы прикамчатских вод
СИНЯКОВ Сергей
 • Рыбная промышленность и промысел лососей в сравнении с другими отраслями экономики в регионах Дальнего Востока
СМЫШЛЯЕВ Александр
 • Геологи Камчатки
 • (один файл ~840kB)
 • Запорожье камчатское, славное…
 • Рыбаки океана
СТЕЛЛЕР Георг
 • Описание земли Камчатки
ТЕРЕЩЕНКО Александр
 • Королева Камчатки
ТИТОВА Галина
 • Биоэкономические проблемы рыболовства в зонах национальной юрисдикции
 • Кризис социальной мысли
 • Миссия России
ТОКРАНОВ Алексей
 • О "бесчешуйном звере" и других обитателях камчатских вод
(электронная версия)
 • Удивительные творения природы
(электронная версия)
ЧЕРНАВИН Владимир
 • Записки "вредителя"
ЧЕРНЫЙ Эрнст
 • Российское рыболовство. Заметки на фоне коррупции
ШИРОКОВ Эдуард, ШИРОКОВА Елена, ДЬЯКОВ Максим
 • Экономическая оценка природного потенциала шельфа западной Камчатки
 (PDF версия, 2.13 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
ШУНТОВ Вячеслав
 • Зигзаги рыбохозяйственной науки (субъективные заметки)
ЭСКИН Борис
 • Плывет в океане завод


ФОРУМ


Партнеры

Флот страны Советов и что мы потеряли

История рыбной отрасли Севера
Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
(Георги Виктор Сергеевич)



Корабли и судьбы

Часть III
Бaрановы

Первый мореплаватель в роду
Особо благодарен судьбе, что стал рыбаком. Эта профессия позволила узнать о море значительно больше, чем знает моряк. Основная сознательная жизнь (более 20 лет) прошла в этой стихии и наполняла эмоциями меня до краёв, а часто и переполняла. Потом, занимая морскую береговую должность, всегда с завистью и уважением относился к рыбакам, ходящим в море, и сам периодически выходил на промысел окунуться в натуральную жизнь и смыть чиновничью шелуху.
Первый мореплаватель в роду
Летом получил повестку о призыве в армию, в то время на флоте служили 5 лет и, конечно, это не входило в мои планы. Я сел на поезд и прибыл в Херсон в морской рыбный техникум, который имел военно-морскую подготовку и студенты освобождались от призыва. Но в техникуме мне сообщили, что приёмные экзамены закончились 2 недели назад, а конкурс был 16 человек на место. Я побывал у всех заместителей директора и у директора Вадима Георгиевича Синицына, много и убедительно говорил о необходимости принять меня (даже сам удивлялся своей убедительности!). Наконец директор поручил провести собеседование двум преподавателям в своём присутствии - и я был принят на судоводительское отделение, хотя школьных знаний у меня было не много, выручал жизненный опыт и общая эрудиция.
В техникуме мы - группа судоводителей - жили в общежитии на ул. Краснофлотская. Учились с 9 до 15 час, а с 17 до 23 работали на Херсонском овощном консервном комбинате. Без хлеба консервы только расстраивали желудки. Мы с другом Виталием покупали старые чёрные брюки на толкучке, я вшивал в них клинья (была мода на флотские брюки-клёш) и продавали, на разницу покупали хлеб и колбасу (собачью радость). Этот бизнес вместе с грошами, получаемыми на овощном комбинате, серьёзно нас поддерживал. В техникуме на день нам выдавали по два рублёвых талона в столовую: на один была тарелка супа (вода с несколькими перловинами), на второй - 200 или 300 г хлеба. Часто было только что-то одно, тогда получали или 2 супа, или два куска хлеба. В непогоду комендант для студентов с прохудившейся обувью присылал автомашину-полуторку для доставки их в учебный корпус на Кошевом спуске. Техникум приступил к строительству главного корпуса, и тут мне пригодился опыт стройки в ремесленном училище - так как строителей было очень мало, основная рабсила была студенты. Мы регулярно помогали на рытье котлована, закладке фундамента и прочих строительных работах (кстати, в фундаменте северо-восточного угла здания директор заложил послание к потомкам).
После окончания первого курса летом 1951 г. нас послали на плавательную практику в Чёрное море на собственном пароходе "Адмирал Макаров". Он только вышел из ремонта-переоборудования. Это был полученный от румын по репарации бывший траулер, добывавший водоросли в Чёрном море, водоизмещением 600-800 тонн. В плавание отправились курсанты-судоводители и механики-паровики. Мы побывали в Одессе, Ялте, Сочи.
При выходе из порта Сочи случился пожар в машинном отделении, и мы отдали якорь прямо на входе в порт и боролись с пожаром в соответствии с обязанностями по расписанию. Те, кому положено сыпать песок на очаг возгорания, сыпали его на главную машину. В это время должен был выходить на прогулку на катере Сталин, нас заставили выбрать якорь и в срочном порядке портовой буксир вытолкал нас за брекватер, где мы опять стали на якорь и несколько дней выбирали песок из машины. Приход в Херсон ознаменовался сообщением, что наш техникум стал мореходным училищем. Студенты старших курсов остались доучивались в техникуме, а наш набор был зачислен на второй курс училища. Причём была мандатная комиссия, которую из 60 судоводителей прошли только 27, остальных отчислили - в основном, из-за нахождения в оккупации. Я остался, так как в личном деле написал, что в оккупации не был.
Началась нормальная "зажиточная" жизнь. Нас кормили, одевали, учили. Преподавательский и воспитательский состав был высококвалифицированным. Нам давали морские науки, а главное, - вкладывали гордость за их знание, за труд рыбака, его уникальность и за отрасль в целом. Очень популярны были водные виды спорта: плавание, гребля, хождение под парусом, в том числе на шверботах.
Очень объёмно давалась морская практика. Училище имело свой затон на левом берегу Днепра. Там были помещения раздевалок, дорожки для плавания, причал, спортивные площадки и т.п. Там и осуществлялись для судоводителей первые навыки швартовок на училищном катере "Южанин". Училище имело два учебных судна: пароход "Адмирал Макаров" и теплоход РЛ 447 (логгер-СРТ).
Капитан "Адмирала Макарова" Андрей Андрианович Иващенко - мой первый капитан. Начинал он матросом на военном паруснике. А в 1937 г. возил цитрусовые, под которыми было спрятано оружие для испанцев. Он обладал феноменальной выдержкой, громадным опытом моряка. Нас, курсантов, он поражал тем, что в море в любое время суток находился на мостике. Это был капитан без примесей.
Под стать ему был боцман, который с ним ходил в море всю жизнь. Оба были из Збурьевки, под Херсоном, рядом с Голой Пристанью, в центре которой и сейчас красуются несколько знатных моряков из объединения "Антарктика" (в основном китобои). Боцман дал нам навыки морской практики, которыми я пользуюсь по сей день. В те времена была поговорка о дальнем плавании "Сан-Франциско, Лиссабон, Гола Пристань и Херсон" уводила мысли курсантов в романтику.
Меня назначили главным старшиной роты судоводителей, которая состояла из полуроты 1 курса и полуроты 2-ого курса.
1965 год. Началник СУТФ Александр Васильевич Буряченко благославляет молодого капитана Баранова на РТМ-Т "Ялта", "Семииз"

Семья капитана

Брат - Борис Алексеевич Баранов, род. 6.09.1934 г. Инженер-механик I разряда ССУ. Сейчас на пенсии.
В 1956 г. закончил Херсонское мореходное училище МРП СССР, затем Херсонский ВУЗ. Вся трудовая деятельность прошла на судах Одесского ЧПОРП. Антарктика - с 1956 по 1997 гг.
Моторист, механик, старший механик китобойца, затем ст. механик, главный механик китобазы "Советская Украина", гл. механик РПБ "Восток", где руководил строительством консервных цехов и с этим опытом опять направлен на китобазу "Советская Украина" для строительства консервного цеха в связи с надвигающимся мораторием на китобойный промысел. Как специалист, человек и руководитель пользуется большим авторитетом среди моряков. Награждён орденом Знак почёта, медалями. Сын Александр - инженер-механик (три внучки - Катя, Наташа, Даша). Проживает в Херсоне с 1952 г. Организовал вместе с сыном частное предприятие, выпускает пельмени, вареники и т.п.
Братья Барановы. Капитан и главный механик.
Сестра - Римма Алексеевна Баранова( Щелкова) - родилась 24.08.1937 г. Работает инженером в министерстве культуры Украины г. Киев. Имеет сына Сергея (инженер-электронщик). Внуки Женя, Паша и Маша. Сейчас на пенсии.
Сестра - Татьяна Алексеевна Баранова (Толмачёва), род. 25.02.1939 г. Работает научным сотрудником в Киевском институте нейрохирургии по сей день. Имеет дочь Ольгу, преподавателя английского языка, внучку Татьяну, которая учится в Великобритании после окончания института в Киеве.
Жена - София Сергеевна Баранова (Гавриленко). Родилась в Киеве 1 января 1932 г. Родителей не знала. Воспитывалась в детдоме, откуда в 193? г. была удочерена семьёй Хабинских. Они жили по ул. Ирининской, 7, кв.8 в трёхкомнатной квартире на 2 этаже.
В конце 1941-го немцы согнали тысячи евреев к Бабьему яру и там был устроен конвейер уничтожения. На первом посту находились три украинских полицая, которые требовали паспорта и после просмотра кидали их в костёр, а жертва направлялась к следующему, где отбирались ценности и хорошая одежда и т.д. Хабинский (он был токарь) показал метрику Софьи, где было указано, что она украинка - и её отпустили. Девятилетняя девочка всю ночь пробиралась в Киев, где её взяла на воспитание санитарка роддома Дина Гордеевна Волынченко. Жили они в той же квартире в маленькой комнате.
В 15 лет пошла работать в редакцию журнала "Радянська жинка" к очень добрым и умным людям - Дарья Михайловна Малышко, Лидия Ивановна Поздняковаю и др. Училась в вечерней школе № 12 , где встретилась со своим будущим мужем И.А. Барановым. Ждала его 5 лет до окончания мореходки, 25 февраля 1954 г. они поженились и уехали в Мурманск по месту назначения мужа. С этих пор в течение 35 лет и 75 дней она стойко и мудро несла бремя супруги моряка, капитана, генерального директора, матери и бабушки. Родила и воспитала дочь Татьяну(1954 г.р.) и сына Алексея (1964 г.р.).
Дети выросли достойными людьми. Оба инженеры. Являясь ответственным и мудрым началом семьи, она систематически вкладывала и развивала у мужа и детей доброжелательность, честность, сострадание и любовь к людям и всему окружающему, и унесла с собой 11 мая 1989 г. много ещё не переданного людям добра и мудрости. На протяжении всей жизни постоянной средой её обитания и предметом забот и тревог были мурманский траловый флот, ПИНРО, китобойный флот Одессы, становление океанического промысла Севастополя и Болгарии, плавбаза "Восток" и объединение "Антарктика". Она обладала эрудицией по всему рыбопромышленному комплексу и владела текущими тенденциями рыбопромышленных дел. Похоронена в Одессе на 2-ом христианском кладбище (уч. № 96).
Дочь - Татьяна Игоревна Баранова, род. 13.11.1954 г. в Киеве. Я тогда работал в Мурманском Траловом флоте и был прописан по траулеру, впервые увидел её в возрасте 8 месяцев. Инженер-программист, работала в Севастополе в СПОРП "Атлантика" и Югрыбхолодфлот. Имеет дочь Ирину 1975 года рождения и внука Яна 1996 года рождения. Они живут в Мельбурне, Ирина работает инженер-программистом (закончила в 2003 г. университет им. Бар-Илана в Израиле), её муж Иван - системный администратор (закончил Севастопольское высшее военно-морское училище им. Нахимова). Ян учится в 7 классе. Они имеют российское и австралийское гражданство.
Сын - Алексей Игоревич Баранов, род 15.04.1964 г. в Севастополе. Окончил Одесский институт инженеров морского транспорта в 1986 г. по специальности эксплуатация водного транспорта. Работал в Ильичёвском морском торговом порту стивидором, технологом, диспетчером, с 1991 г. переведён в службу эксплуатации Черноморского пароходства начальником сектора интермодальных перевозок. В настоящее время руководитель контейнерного департамента центра логистики. Жена Елена, дочь Инна.


перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
Вв можете писать нам на электронный@адрес