Участники проекта
История
в событиях и лицах
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



Рыбацкие были
К списку публикаций

Библиотека музея

АЛЕКСЕЕВ Александр
 • Любовь, Амур, счастье
Адмирал Г. И. Невельской (1813-1876 гг.)
БОБЫЛОВ Юрий, с.н.с. ВНИЭРХ ФАР
 • Внешнеторговые аспекты рыбохозяйственной политики России:
вопросы государственного регулирования в период до 2010 года

БУГАЕВ Виктор
 • Мир реки
 • Рыбы бассейна реки Камчатки
ВАХРИН Сергей
 • Встречь солнцу
 • Ппотомки остроклювого Бога (камчадалы)
 • Покорители великого океана
ГАВРИЛОВ Сергей
 • Камчатское наследие
Исторические очерки
 • Маленькие камчатские истории
ДЕНИСЕНКО Иван Федорович
 • Новые горизонты
Историко-краеведческий ежегодник
 • Вопросы истории Камчатки
Государственный комитет РФ по рыболовству, КГТУ (камчатский государственный технический университет)
 • Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки
Историко-краеведческий сборник
ИВАНИЦКИЙ В. М.
 • Жил отважный капитан...
КОТЛЯР Николай Исаакович (о нем)
 • Министр и человек. Воспоминания о будущем
 (PDF версия, 1.2 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
 (Иллюстрации к книге. PDF версия, 2 Mb.)
КРАМАРЕНКО Г.А.
 • Путешествие на Камчатку и обследование ее в рыболовном отношении в 1907 году
КРИВОНОГОВ Тимофей
 • "Мне хочется немного рассказать о тогдашней жизни..."
 • "Люди и судьбы"
 • Морские были
ЛЕМАН Всеволод Николаевич
ЕСИН Евгенй Владиславович
 • Иллюстрированный определитель лососеобразных рыб Камчатки
 (PDF версия, 1.9 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
ЛАНГБУРД Евдокия
 • Дорога в полтора века
 • (один файл ~390kB)
МАТЕРИАЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ
 • Рыбные промыслы Дальнего Востока в 1912 году
МОИСЕЕВ Роберт, МИХАЙЛОВА Татьяна
 • О стратегиях управления природопользованием в бассейнах лососевых рек Камчатской области
 (PDF версия, 15.9 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
НИКИТИН Андрей
 • Остановка в Чапоме
ОРЛОВ Виктор
 • Ресурсы недр в развитии Севера (на примере Камчатского края)
РОССТАТ. Приморский край
 • Рыбохозяйственный комплекс Приморья.
Официальное издание 2007 год.

Рабочие материалы к проекту
 • Стратегии социально-экономического развития Камчатского края на период до 2025 года
САНЕЕВ Николай
 • У кромки России
 • Поделись, и твоего не убудет
САФРОНОВ Станислав, СЛИЗКИН Андрей
 • Промысловые крабы прикамчатских вод
СИНЯКОВ Сергей
 • Рыбная промышленность и промысел лососей в сравнении с другими отраслями экономики в регионах Дальнего Востока
СМЫШЛЯЕВ Александр
 • Геологи Камчатки
 • (один файл ~840kB)
 • Запорожье камчатское, славное…
 • Рыбаки океана
СТЕЛЛЕР Георг
 • Описание земли Камчатки
ТЕРЕЩЕНКО Александр
 • Королева Камчатки
ТИТОВА Галина
 • Биоэкономические проблемы рыболовства в зонах национальной юрисдикции
 • Кризис социальной мысли
 • Миссия России
ТОКРАНОВ Алексей
 • О "бесчешуйном звере" и других обитателях камчатских вод
(электронная версия)
 • Удивительные творения природы
(электронная версия)
ЧЕРНАВИН Владимир
 • Записки "вредителя"
ЧЕРНЫЙ Эрнст
 • Российское рыболовство. Заметки на фоне коррупции
ШИРОКОВ Эдуард, ШИРОКОВА Елена, ДЬЯКОВ Максим
 • Экономическая оценка природного потенциала шельфа западной Камчатки
 (PDF версия, 2.13 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
ШУНТОВ Вячеслав
 • Зигзаги рыбохозяйственной науки (субъективные заметки)
ЭСКИН Борис
 • Плывет в океане завод


ФОРУМ


Партнеры

Флот страны Советов и что мы потеряли

История рыбной отрасли Севера
Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
(Георги Виктор Сергеевич)



Корабли и судьбы

Часть IV
Становление

От хорошего - к лучшему
Вот что вспоминает капитан Виталий Сергеевич Зубрицкий
(октябрь 2009 г.)
"Считаю, что стремление человека от хорошего к лучшему совершенно нормальное явление. Так происходило и со мной.
Я родился 5 января 1946 г. в Краснодарском крае - Усть-Лабинский район, хутор Семёновка. Отец - Бондаренко, погиб под Варшавой в 1945 г. Мама - Зубрицкая, участник ВОВ, умерла в 1988 г.
После 7-и классов средней школы (1963 г.) поступил в ГПТУ № 10 г. Орджоникидзе по специальности "формовщик-литейщик". Одновременно закончил 8-й класс средней .школы и работал на вагонно-ремонтном заводе до 1965 г.
В 1965-1968 гг. служил в ВМФ на десантных кораблях. После демобилизации поступил на работу в ЧПОРП "Антарктика" на суда типа "Атлантик" матросом. После двух рейсов был направлен на курсы судоводителей маломерных судов для флотилии "Восток" в г. Керчь.
После курсов 10 августа 1971 г. получил направление в Ленинград на завод "Пелла" матросом на строящиеся рыбодобывающие суда (РДС) флотилии "Восток". Постоянно участвовал в ходовых испытаниях РДС на Ладожском озере. К этому времени два РДС типа "Надежда" закончили двухгодовые ходовые и промысловые испытания в Атлантике в район Дакара и были забракованы по ряду конструктивных недостатков и качеству стеклопластика корпусов. Учитывая все эти недоработки , "Пелла" строила серию РДС типа "Восток-1" проекта 1371. В испытаниях РДС "Надежда" принимали участие первые капитаны РДС: Алексей Каленов, Георгий Ушаков, Геннадий Коцалов, Михаил Голев.
При подготовке базы "Восток" к выходу круглосуточно производилась погрузка снабжения и оборудования, экипаж изучал своё заведование, ряд рыбообработчиков стажировались на Ленинградском заводе "Пищевик" по выпуску консервов. Все работали с большим энтузиазмом и подъёмом.
Наконец 25 февраля 1972 г. наступил долгожданный день поднятия государственного флага СССР. Было очень торжественно. Все находились в приподнятом настроении. Через некоторое время база покинула родительский причал Адмиралтейского завода и вышла в Балтийское море. После ходовых испытаний "Восток" прибыл на внешний рейд порта Клайпеда и стал на якорь. Тут продолжились грузовые операции и приём топлива, воды и прочего снабжения. За два дня до отхода железнодорожный эшелон доставил из Одессы 300 членов экипажа, и начались утомительные тренировки и тревоги по борьбе за живучесть.
14 марта 1972 г. база вышла в первый экспериментальный рейс. На борту кроме экипажа находились 120 человек проектантов под руководством главного конструктора Ю.В. Ульяшкова и работников Адмиралтейского завода под руководством ответственного сдатчика, главного строителя Н.С. Желтецкого, работники Минздрава СССР, Регистра СССР, государственная приёмная комиссия в полном составе, председатель комиссии начальник главного управления судостроения МРХ А.Ф. Юдинцев.
Службу добычи Востока курировал первый зам. КМД, начальник портпункта, капитан дальнего плавания С.Х. Погасов. Непосредственное руководство промыслом осуществляли круглосуточно КДП А.И. Москаленко и КДП В.И. Стрюков. Руководил добытчиками помощник КМД по добыче инженер-механик Ю.Ф. Усов. Со второго рейса руководил службой опытный рыбопромышленник, окончивший Астраханский институт по специальности инженер добычи С.С. Виннов. Во время перехода на промысел служба готовила все 14 РДС к промыслу, а участок по строительству и ремонту орудий лова готовил донные и близнецовые тралы, кошельковые невода и устройства светолова.
После прибытия на промысел в район ЦВА все РДС были спущены на воду. Мы, курсовики, числились матросами, а капитанами были приглашенные из различных ведомств опытные промысловики различной специализации (тралы, кошельки и т.п.), имевшие опыт работы на сейнерах. Экипажи работали в море сутки - и сутки отдыхали на базе. Работали очень напряжённо, пытаясь достичь проектных показателей. Но, несмотря на все усилия, РДСы оказались не в состоянии обеспечить необходимое количество рыбы для базы. Главные причины - конструктивные упущения, некачественный пластик корпусов, увеличение запретных зон государствами ЦВА. Руководством базы было принято решение осваивать приём рыбы с промысловых судов, работавших кошельками в этом районе. Опыт показал, что оптимальным типом судна был СРТМ проект 502, строившийся на заводе "Ленинская кузница" в Киеве в кошельковом варианте. Капитан-директору удалось убедить МРХ СССР перераспределить выделение судов СРТМ Киевской верфи, и на флотилию пришли 3 новых СРТМ, планировавшихся для Керчи. На следующий год выделили из новостроя ещё 7 судов. Таким образом, полностью решилось обеспечение базы собственным сырьём. Решение этого вопроса позволило востоковцам приступить к выводу на проектную мощность производственных цехов базы: консервного, морозильного и мучного с жиром.
Только диву можно даваться, что могут сделать настоящие специалисты в условиях моря. В твиндеке второго трюма был построен ещё один консервный завод, по мощности равный основному. На верхней палубе построены ёмкости предварительного охлаждения рыбы в льдо-водяной смеси. Перестали возить из порта на промысел воздух в пустых консервных банках, а построили жестяно-баночный цех и сами обеспечивали себя банкой. Душой и исполнителями всех этих преобразований были 22 специалиста - ремонтная группа во главе с ремонтным механиком, уникальным специалистом Иваном Петровичем Райновым, которого Игорь Алексеевич "выкопал" в Жданове (Мариуполе). Между бригадами по приёмке уловов, производственными сменами на добывающих судах, других службах флотилии витал здоровый дух соперничества. Я впервые участвовал в соцсоревновании, организация которого не оставляла равнодушных, а итоги подводились по балльной системе, очень эффективной и отвечающей задачам текущих дел по созданию коллектива и освоению новой техники.
Во второй рейc взяли только 4 РДСа, я был капитаном на "Восток-10". Бывшие экипажи РДСов переквалифицировались в производственников. Появились первые СРТМы: 1384 "Кикинеиз", 1385 "Тархан", 1386 "Чауда". Это были отличные современные суда. Поставка рыбы на базу стабилизировалась. В третий рейс база вышла без РДСов, которые были списаны. Основная часть их осталась в Севастополе, а часть в Ильичёвске. Я был назначен рулевым базы. Это работа стала для меня большой школой судовождения и организации работ. Из рулевых меня назначили мастером бригады по приёму уловов (1977 г.). Продолжая учёбу в средней школе "Востока", закончил 10 классов и поступил в Херсонское мореходное училище МРХ, по окончанию которого получил специальность штурмана дальнего плавания и перешёл работать на СРТМы флотилии помощником капитана. В 1997 получил диплом КДП и до сих пор работаю капитаном СРТМ, но судовладелец - частник.
РДС "Восток-10". Капитан Зубрицкий.
"Востоковцы" не только ударно трудились. В кинотеатре трижды в сутки шли фильмы. Ко всем праздникам организовывались самодеятельные концерты, эстрадный оркестр, хор. Работали различные кружки: поэзии. классической музыки, спортивные секции (волейбол, бокс, минифутбол), бассейн, сауна, библиотека. вечерняя средняя школа, салон психологической разгрузки. Так как продолжительность рейса была 8 месяцев, то в середине рейса часть экипажей добывающих судов (желающие) летали на 20 суток домой, а база заходила на четверо суток на Канарские острова на отдых.
В формировании коллектива большая заслуга, видит Бог - не кривлю душой, первого капитан-директора И.А. Баранова, который сам был заряжен на освоение сложного уникального комплекса "Восток", но главное - смог нацелить и повести за собой "востоковцев". Особую благодарность людей он заслуживает за то, что сумел "пробить" разрешение на выход в загранплавание парам, образовавшим семью на базе, которым он уделял особое внимание.
Многие нашли свою судьбу на флотилии. И я, пишущий эти строки, 37 лет назад женился на медсестре Светлане Ивановне Олиниченко, которая пользовалась большим авторитетом и была доброжелательным и оптимистическим ядром медико-санитарной части базы. Сегодня у нас со Светой имеется дочь Светлана 36 лет, которая живёт и работает менеджером в ЮАР, г. Иоханнесбург. Сыну 31 год, работает штурманом в морфлоте Одессы.
Справка:
В ЕЁ экипаже работали целые семейные династии.
Брославские - Вячеслав (этикетчик), жена Антонина (матрос упаковки консервного завода).
Банчевские - Владимир (мастер бригады приёма улова), жена Нина.
Герасименко - Сергей (3-й механик ССУ), жена Маша.
Захарченко - Валентина (инженер по ТБ), дочь - матрос
Зубрицкие - Виталий (от матроса до капитана), жена Светлана - медсестра, сын тоже моряк.
Прохоровы - Владимир (2-й механик ССУ), жена София (лаборатория).
Сокерчак - Анатолий (машинист завода, затем инспектор по кадрам), жена Алла (лаборатория консервного завода).
Чеботарь Владимир (ст. матрос-рулевой), жена Наташа (работник консервного завода), сын тоже моряк.
Шабалюк - Игорь (врач-хирург), жена Лена (медсестра).
Я благодарен судьбе, что попал на "Восток", где были созданы все условия для полноценной жизни. Там я получил всестороннее развитие, образование и глубокое удовлетворение своим бытиём. Пришёл матросом, стал капитаном дальнего плавания.
Я горд тем, что принимал активное участие в процессе становления и выводе базы "Восток" на сверхпроектную мощность. Флотилия стала для меня школой производственного и организаторского мастерства. Там была создана моя семья и её материальная основа. Там я учился житейской мудрости, профессионализму, умению общаться с людьми, уметь их слушать.
СРТМ-К капитана Зубрицкого готовится к швартовке к РПФ "Восток".
В этих вопросах для меня был примером капитан-директор И.А. Баранов. Это был высочайшей рыбопромышленной эрудиции моряк-рыбак и руководитель от Бога - и при этом простой, доброжелательный и доступный для общения человек.
На "Востоке" был создан коллектив, который существует до сих пор, и в День рыбака мы все встречаемся, поминаем ушедших, радуемся общению с молодостью.
Хотя самой базы нет уже 12 лет…


перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
Вв можете писать нам на электронный@адрес