Участники проекта
История
в событиях и лицах
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



Рыбацкие были
К списку публикаций

Библиотека музея

АЛЕКСЕЕВ Александр
 • Любовь, Амур, счастье
Адмирал Г. И. Невельской (1813-1876 гг.)
БОБЫЛОВ Юрий, с.н.с. ВНИЭРХ ФАР
 • Внешнеторговые аспекты рыбохозяйственной политики России:
вопросы государственного регулирования в период до 2010 года

БУГАЕВ Виктор
 • Мир реки
 • Рыбы бассейна реки Камчатки
ВАХРИН Сергей
 • Встречь солнцу
 • Ппотомки остроклювого Бога (камчадалы)
 • Покорители великого океана
ГАВРИЛОВ Сергей
 • Камчатское наследие
Исторические очерки
 • Маленькие камчатские истории
ДЕНИСЕНКО Иван Федорович
 • Новые горизонты
Историко-краеведческий ежегодник
 • Вопросы истории Камчатки
Государственный комитет РФ по рыболовству, КГТУ (камчатский государственный технический университет)
 • Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки
Историко-краеведческий сборник
ИВАНИЦКИЙ В. М.
 • Жил отважный капитан...
КОТЛЯР Николай Исаакович (о нем)
 • Министр и человек. Воспоминания о будущем
 (PDF версия, 1.2 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
 (Иллюстрации к книге. PDF версия, 2 Mb.)
КРАМАРЕНКО Г.А.
 • Путешествие на Камчатку и обследование ее в рыболовном отношении в 1907 году
КРИВОНОГОВ Тимофей
 • "Мне хочется немного рассказать о тогдашней жизни..."
 • "Люди и судьбы"
 • Морские были
ЛЕМАН Всеволод Николаевич
ЕСИН Евгенй Владиславович
 • Иллюстрированный определитель лососеобразных рыб Камчатки
 (PDF версия, 1.9 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
ЛАНГБУРД Евдокия
 • Дорога в полтора века
 • (один файл ~390kB)
МАТЕРИАЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ
 • Рыбные промыслы Дальнего Востока в 1912 году
МОИСЕЕВ Роберт, МИХАЙЛОВА Татьяна
 • О стратегиях управления природопользованием в бассейнах лососевых рек Камчатской области
 (PDF версия, 15.9 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
НИКИТИН Андрей
 • Остановка в Чапоме
ОРЛОВ Виктор
 • Ресурсы недр в развитии Севера (на примере Камчатского края)
РОССТАТ. Приморский край
 • Рыбохозяйственный комплекс Приморья.
Официальное издание 2007 год.

Рабочие материалы к проекту
 • Стратегии социально-экономического развития Камчатского края на период до 2025 года
САНЕЕВ Николай
 • У кромки России
 • Поделись, и твоего не убудет
САФРОНОВ Станислав, СЛИЗКИН Андрей
 • Промысловые крабы прикамчатских вод
СИНЯКОВ Сергей
 • Рыбная промышленность и промысел лососей в сравнении с другими отраслями экономики в регионах Дальнего Востока
СМЫШЛЯЕВ Александр
 • Геологи Камчатки
 • (один файл ~840kB)
 • Запорожье камчатское, славное…
 • Рыбаки океана
СТЕЛЛЕР Георг
 • Описание земли Камчатки
ТЕРЕЩЕНКО Александр
 • Королева Камчатки
ТИТОВА Галина
 • Биоэкономические проблемы рыболовства в зонах национальной юрисдикции
 • Кризис социальной мысли
 • Миссия России
ТОКРАНОВ Алексей
 • О "бесчешуйном звере" и других обитателях камчатских вод
(электронная версия)
 • Удивительные творения природы
(электронная версия)
ЧЕРНАВИН Владимир
 • Записки "вредителя"
ЧЕРНЫЙ Эрнст
 • Российское рыболовство. Заметки на фоне коррупции
ШИРОКОВ Эдуард, ШИРОКОВА Елена, ДЬЯКОВ Максим
 • Экономическая оценка природного потенциала шельфа западной Камчатки
 (PDF версия, 2.13 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
ШУНТОВ Вячеслав
 • Зигзаги рыбохозяйственной науки (субъективные заметки)
ЭСКИН Борис
 • Плывет в океане завод


ФОРУМ


Партнеры

Флот страны Советов и что мы потеряли

История рыбной отрасли Севера
Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
(Георги Виктор Сергеевич)



Корабли и судьбы

Часть IV
Становление

Агония

Судьба была предрешена

Мне представляется, что если бы решение по списанию РПФ "Восток" принимал капитан-директор И.А. Баранов или какой-нибудь другой капитан, наверняка был бы найден другой - гуманный, рациональный и уж, по крайней мере, не столь циничный вариант.
Строитель Валерий Михайлович Кравченко, волею судьбы попавший на вершину власти крупнейшего рыбопромышленного комплекса, каковым было объединение "Антарктика", просто обезумел от возможностей, которые перед ним и стоявшими за ним людьми,открылись. Он со товарищи не думали о коллективе в несколько тысяч человек, об их трудоустройстве или хотя бы проводах на заслуженный отдых.
Они решали конкретную задачу: ликвидировать производство. Активы приносили баснословный доход, что впоследствии и подтвердил факт неправильного дележа этого дохода. Жирную точку в этом циничном бизнесе поставил киллер, выстрелы которого оборвали жизни генерального директора и его супруги.
Но это было позже, а тогда РПФ стояла у причала Ильичёвского морского рыбного порта и готовилась к выходу в последний рейс: на турецком берегу уже выбрали место, где судно-трудяга, ещё полный сил, должен навсегда заглушить свои двигатели.

Прощание с "Востоком"

Последний бросок "Левиафана" готовился капитаном Виктором Алексеевичем Шпульниковым (бывший старпом РПФ при Т.С. Булане).
Впервые РПФ "Восток" отходила от причала непокрашеной. Ржавые разводья на некогда белых надстройках, бортах, в местах стоянки промысловых судов, особенно кранцев, - всё подчёркивало трагичность происходящего. Из города на личном автотранспорте приехали бывшие члены экипажа, комсостав, производственный персонал. Автостоянка у здания управления была забита битком.
Люди стояли группами на причале по всей 200-метровой длине судна. Было видно, что все собравшиеся кучкуются по интересам. Вот матросы палубной команды, эта группа - консервщики, здесь - машинная команда, там - работники жестяно-баночного цеха, а та группа женщин среднего возраста -наверняка, укладчицы и производственный персонал. Рядом - женщины обслуживающего персонала: повара, буфетчицы, дневальные, прачки, уборщицы. Ведь экипаж в 600 человек надо было обстирать, накормить, обиходить.
Судно стояло без кранцев, и многие подходили к ставшему дорогим сердцу борту, прикладывали ладони, поглаживали его, шёпотом говорили что-то - вспоминали былые рейсы, прощались, обещали помнить?..
Это было зрелище, созерцать которое спокойно не мог никто. Накал которого произойдёт, когда начнут отдавать швартовые и буксиры поведут РБФ от причала разворачивать на выход.
Огромное судно в 44 тысячи тонн для людей, годы отработавших на нём, в эти минуты выглядело незнакомым. Отчасти так оно и было. Впервые за всю свою трудовую жизнь РБФ выходила в море "пустой" - только лишь забалластированной на переход. На борту не было обычных 17 тысячи тонн мазута для главных котлов, 3 тысяч тонн топлива для промфлота, 90 тонн керосина для вертолёта. Трюма были пусты.

Последние часы

Развернувшись, база дала три протяжных гудка, заработали винты…
Над причалом прокатился звук, похожий на стон. Многие женщины плакали на плечах стоявших рядом мужчин. Люди махали вслед кораблю - они знали, что видят его в последний раз, и навсегда прощались с "Востоком". Некоторые стояли молча, они старались внешне не выдавать своих чувств, но это мужественное спокойствие лишь подчёркивало и трагичность момента.
Всё. РПФ медленно уходила к горизонту. Волны быстро стирали следы судна, которому оставались жить считанные часы. Которое совсем скоро станет историей - для капитана, который её уводит в последний рейс, для экипажа и их потомков, для города, для рыбной промышленности Украины, для бывшего Союза, потому что РПБ "Восток" знали (и до сих пор помнят) рыбаки всех бассейнов, в том числе и дальневосточники - по ивасёвой экспедиции. Турецкие инженеры дали чертёж глубин, где было отмечено желательное положение РПФ в момент посадки в полную воду. Капитан молча взял чертёж, задал несколько вопросов, а потом ушёл в каюту. Он обсудил с помощниками и главным механиком свои действия на завтрашнее утро (полная вода в 11 часов).
Последний путь.
Что-то защемило у него в груди, но давать валю чувствам было нельзя. Завтра нужно быть твёрдым и сильным. Раз изменить ничего нельзя, то надо до последней минуты быть душой со своим судном.
Он открыл большой квадратный иллюминатор, подошёл к клетке, где ещё оставались два попугайчика, открыл её и выпустил птиц на свободу…

Агония

На следующее утро две главные турбины на высоких оборотах выполнили поставленную задачу.
Представители фирмы были довольны, хлопали капитана по плечу, широко улыбались.
А второй помощник капитана, посланный на мотоботе с рацией для корректировки действий буксиров, смотрел, как после посадки судна на отмель оголились кончики лопастей винтов - они продолжали и продолжали вращаться, несмотря на то, что корпус уже полностью был на грунте (пошёл отлив).
Волею чужих и далеко не умных людей, выброшенная на чужую землю, упертая носом в турецкий берег, легендарная рыбопромысловая база "Восток", каждую секунду теряя надежду на жизнь, понимала, что это агония двадцатитонных латунных винтов, шестиметрового диаметра, уже никогда не реализует в движение свой (7,2 м/об) шаг.
2-й помощник капитана заворожено смотрел, как кончики лопастей поочередно появляясь из воды, замедляли движение…
Через двадцать минут остановился правый винт, еще через шесть минут - левый.
Это была смерть.


перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
Вв можете писать нам на электронный@адрес